Церкви Ойротии

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Церкви Ойротии (в алфавитном порядке)


Церкви Ойротии (в хронологическом порядке по возникновению)

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - Г. КРЕЙДУН


Улалинская Спасская церковь («Во имя Всемилостивого Спаса») - (1838)

Спасская церковь - Улала (1874)
Спасская церковь - Улала (1874)
Улала (1914 год)
Улала (1914 год)
Улала (начало 20 столетия)
Улала (начало 20 столетия)
Улала (1914 год)
Улала (1914 год)


УЛАЛИНСКОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО

Первая Улалинская церковь была деревянной. К концу пребывания архимандрита Макария на Алтае в Улалинском стане Алтайской духовной миссии (АДМ) имелись небольшая церковь и три дома. Эта церковь даже после ремонта 1863 г. часто не вмещала всех желающих попасть на богослужение. Новый храм заложили в 1873 г., когда в старом храме произошел пожар. На месте, где стоял первый улалинский храм, построенный в 1838 году архимандритом Макарием, в 1902 году выросла каменная часовня Великомученика и целителя Пантелеймона.

Постройка нового каменного благолепного храма «Во имя Всемилостивого Спаса» окончилась в 1875 г. Параллельно его строительству были проведены работы по укреплению русел рек Маймы и Улалы. Средства на постройку поступили от Совета Православного Миссионерского Общества и митрополита Московского Иннокентия. Церковь увенчивалась семью “главами” с крестами, сделанными из дерева, обитыми железом и позолоченными. На фронтонах трех крыльцев - евангельские надписи на русском и алтайском языках. Торжественное освящение нового храма Всемилостивого Спаса состоялось 21 сентября1875 г. Возглавил богослужение по благословению правящего архиерея начальник Миссии архимандрит Владимир. Улалинский храм имел богатый для региона набор колоколов. Большой праздничный колокол с надписью на алтайском языке весил 61 пуд 31 фунт (примерно 1 тонна). Он был отлит в Москве на средства, собранные на Алтае. Его называли “Царь-колокол”.

При Улалинской церкви земли пахотной и сенокосов – 99 дес., лесных угодий – 20 дес. Состав прихода: с. Улала, д. Ново-Улала, Малая Сиульта, заимка Кутоши, Колбачак.

Прихожан - 3401, в т.ч. инородцев - 1079.

  • Приписанная церковь: Кладбищенская Успенская церковь («Во имя Успения Пресвятой Богородицы») (1891). В Улале на средства купца Михаила Матвеевича Бодунова построили еще одну церковь - каменную, находилась она на кладбище.

Также в Улале существовали четыре часовни.

В Улале 2 миссионерские школы: двухклассная мужская (открыта в 1902 году, имеет в собственности каменное здание) и одноклассная женская (открыта в 1901 году, также имеет свое здание). Церковно-приходское попечительство с 1877 года. На 1912 год: Благочинный церквей первого миссионерского благочиния, миссионер протоиерей Бенедиктов Петр Иванович, принят в АДМ в 1890 году, возведен в сан протоиерея в 1909 году, состоял помощником начальника АДМ (1900-1902), имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперстный крест Св. Синода, орден Св. Анны 3 ст., орден Св. Анны 2 ст. (1912). В должности Благочинного миссионерских церквей с 1902 года. Диакон – Чевалков Иван Павлович, псаломщик – Сельверстов Леонтий Георгиевич.


К ИСТОРИИ ЛИКВИДАЦИИ ХРАМОВ В ГОРНО-АЛТАЙСКЕ

ВЕДОМОСТЬ о самостоятельной церкви Томской епархии Бийского округа, села Улалинского во имя Св. Всемилостивого Спаса за 1898 г.

1898 г. с. Улала

1. Построенная 1874 года на средства, отпущенные на этот предмет Советом Православного миссионерского общества, пожертвование Высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского и других благотворителей миссии. Заложена в 1873 году и освящена в сентябре 21 дня 1875 года по благословению Преосвященнейшего епископа Платона начальником миссии о. архимандритом Владимиром. Плана на оную нет.

2. Здание деревянное на каменном фундаменте с таковою же (деревянною) колокольнею, крепка, застрахована.

3. Престол в ней один во имя Всемилостивого Спаса.

4. Утварью достаточна, именно: архиерейских облачений – 2, священнических облачений – 16, диаконских стихарей – 9. Потиров с принадлежностями – 5, напрестольных Евангелий – 6 и крестов – 6.

5. Приют состоит из двух священников, одного диакона и одного и. д. псаломщика.

6. Земли усадебной, пахотной и сенокосной при сей церкви нет.

7. У священнослужителей четыре дома, построены 2 на средства миссии, 1 на церковные средства и 1 от прихожан, удобны и ремонтируются: 2 на средства миссии, 1 на церковные средства и 1 от прихожан.

8. Оба священника и диакон содержатся на счет жалованья от прихожан, общественным приговором, утвержденным Томской казенной палатой, двум священникам – 650 рублей. Первому священнику - 470 рублей, второму – 180 рублей, как помощнику миссионера, диакону – 240 рублей в год. Исправляющему должность псаломщика из братской кружки 96 рублей в год и за участие в пении на хорах получает из церковной суммы 48 рублей. В добавочное содержание причт получает годовых процентов 14 рублей с билета Государственной комиссии погашения долгов за № 72109 в 300 руб. 10 руб. и с Государственного 4% билета за № 24076 в 100 рублей 4 рубля вклад на вечное время. На церковь имеется 4% свидетельство Государственной ренты за № серии 161 в 1000 рублей и книжка сберегательной кассы за № 250 на сумму 535 руб. Процентов получается 40 руб. в год. Все билеты на предъявителя. Билеты эти хранятся в Бийском казначействе вместе дру- гими суммами миссии. Кроме сего имеется деревянный дом в 2 комнаты. Содержание причти было бы достаточным, если бы жалованье от прихожан собиралось исправно.

9. При сей миссионерской церкви находится приют для сирот новокрещенных инородцев на 30 человек, помещающайся в трехэтажном здании, нижний этаж которого каменный, построенный в 1870 году под личным наблюдением и руководством начальника миссии о. Архимандрита Владимира, на пожертвоание покойного Московского о. Протоирея Николая Лаврова содержится на средства миссии.

10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 615 верстах, от начальника миссии в г. Бийске в 95 верстах, от местного Благочинного – 225 верст сообщения за дальностью расстояний весьма не удобны.

11. Ближайшие к сей церкви: приходская Майминская – 8 верст. Миссионерская - Чепошская и Чемальская в 75 верстах, и Паспаульская в 40 верстах.

12. Приписные к ней церкви: Пантелеймонская в с. Билюле и кладбищенская Успенская в с. Улале.

13. Домовая церковь во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского Чудотворца. Начата постройка в 1871 году, окончена и освящена в 1872 году. Служение в ней отправляется причтом Всемилостивого Спаса церкви в праздничные дни: 9 февраля, 8 мая, 26 ноября и в другие дни будние.

Улалинский Успенский кладбищенский храм (1891)
Улалинский Успенский кладбищенский храм (1891)























Майминская церковь («Во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов») - (1845)

Майминская церковь
Майминская церковь

Каменная, однопрестольная. Состав прихода: с. Майминское, Чергачак, Верх-Карагуж.

В 1914 году прихожан – 2469 душ, в т.ч. инородцев – 1117 чел.

  • В Верх-Карагуже существовал молитвенный дом («Во имя Святителя и Чудотворца Николая»), построен в 1900 году.

Майминская церковно-приходская школа построена в 1884 году. В Верх-Карагуже существовала школа министерства народного просвещения (М.Н.П.). Церковно-приходское попечительство существует с 1884 года. В 1914 году в Майминской церкви служил священник Богданов Петр Иванович.

К ИСТОРИИ МАЙМИНСКОЙ ЦЕРКВИ «Во имя Сошествия Святого Духа»


Опись церковному имуществу есть, составленная в 1897 году и внесена в шнуровую книгу, скрепленную начальником миссии.

1. Приходорасходная книга о церковных суммах за шнуром и печатью начальника миссии.

2. Копии с метрических книг с 1870 года хранятся в церковном архиве в целости, записи ро- дившихся, бракосочетавшихся и умерших с 1830 года, времени описания стала до означенного 1870 года, велась в метрических книгах Майминской Духосошественской церкви.

3. Исповедные росписи, бывших и небывших у исповеди с 1830 года до 1870 года велась в исповедных росписях вышеупомянутой Майминской церкви.

4. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории, скрепленной членом оной протоиереем Ильею Изосимовым, писанных листов - 70, неписаных - 3.

5. Молитвенных домов в инородческих селениях 2. 1 - в с. Ташта, построенный в 1860 году, 2 – в с. Мандюрек, построенный в 1882 году. Богослужения отправляются в них в разное время, а преимущественно в Великие посты. Часовен при означенной церкви – 4, в селениях Сиульта, Урлу-Аспак и две в селе Улале. Часовня в Улале, построенная в 1894 году в память избавления Его Императорского Величества, наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности 29 января 1891 года. За молитвенными домами и часовнями наблюдают миссионеры Улалинского отделения и церковные старосты.

6. При сей церкви находится миссионерская церковная библиотека, в коей имеется книг разных наименований 685 в 263 томах, пользуются книгами прихожане и миссионеры при воскресных и праздничных чтениях народу.

7. Церковно-приходских школ в Улалинском отделении миссии имеются:

а) в Улале, открытая с основания миссии 1830 года, помещается в миссионерском доме, содержится на средства миссии, обучалось мальчиков - 86, девочек – 13, обучает окончивший курсы в Бийском Катихизаторском училище, сын крестьянина, Томской губернии, Кузнецкого округа, Уксунайской волости Василий Иванов Дробинич;

б) в селении Александровке открыта начальством миссии в 1883 году, помещается в доме, жертвованном купцом Яковом И. Окуловым, содержится на средства миссии, обучалось мальчиков – 12, девочек – 6, обучает кончивший курсы в Бийском Катихизаторском училище, сын псаломщика Сергей Яковлев Кумандин;

в) в селении Таште открыта начальством миссии в 1860 году, помещается в миссионерском доме, содержится на средства миссии, обучалось мальчиков – 12, девочек нет, обучает не кончивший курса в Бийском Катихизаторском училище, инородец Иеремей Иванов Параев;

г) в селении Тайне открыта братством Святого Димитрия митрополита Ростовского в 1891 году, помещается в доме, купленном на средства братства, (содержится) обучалось мальчиков – 18, девочек – 7, обучает сын крестьянина Казанской губернии с домашним образованием, Андрей Григорьевич Колоколов;

д) в селении Урлу-Аспаке открыта начальством миссии в 1897 году, помещается в миссионерском доме, содержится на средства миссии, учителем, окончившим курсы в Улалинском миссионерском училище псаломщик миссии Яков Игнатьевич Кумандин, обучалось мальчиков – 1, девочек – 1.

При Улалинской школе попечителем состоит Бийский 2-й гильдии купец Алексей Матвеев Ситников, утвержденный Преосвященнейшим Мефодием епископом Бийским с 1894 года, пожертвовавший единовременно денег в количестве 100 рублей. При Тайинской школе братства Св. Димитрия Митрополита Ростовского, попечителем состоит временно торгующий купец Иван Алексеев Щетинин, утвержденный Преосвященным Макарием епископом Томским и Барнаульским, с 1892 года мая 18-го дня, пожертвовавший единовременно денег в количестве 130 рублей. Библиотека имеется при Улалинской школе, в кой имеется книг разных наименований 1230 в 809 томах. 22. Приходское попечительство открыто в 1877 году для нравственного надзора над учителями, вспомоществования бедным, поддержание церкви и монастырских домов. Председателем состоит миссионер священник Виктор Россов с 1895 года, членов – 47 человек, имеется книга, шнурованная для записи прихода и расхода жертвуемых денег.

8. Церковной летописи нет.

9. Богослужебный журнал ведется с 1881 года





















Абайская Иоанно-Богословская церковь («Во имя Святого Евангелиста Иоанна Богослова») - (1861)

В конце 50-х годов XIX века миссионером монахом Акакием положено основание Абайскому поселению.

Именно в Абае, на территории церкви, похоронен игумен АКАКИЙ (ЛЕВИЦКИЙ) Артемий Григорьевич.

Церковь деревянная, однопрестольная.

Состав прихода: с. Абайское, зас. Юстик и заимки по р. Коксе. В 1914 году прихожан – 1265 душ, в т.ч. язычников – 1063 чел., раскольников – 352.

В 1863 году был построен молитвенный дом.

В Абайском существовала церковно-приходская школа (с 1891).

Церковно-приходское попечительство существует с 1907 года.

В 1914 году в Абайской церкви служили священник Хабаров Захарий Александрович, псаломщик Сартаков Андрей Николаевич.

В 20-е годы ХХ столетия Абайская церковь была разрушена.

АБАЙ - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ

АБАЙ - ШАМАН КАМЕНЬ



















Ыныргинская Казанская церковь («В честь Казанской иконы Божией матери») - (1869)

В 1869 году купцами С. П. Петровым и П. В. Михайловым была построена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Летом 1877 году проездом на Телецкое озеро в селе побывал архимандрит Владимир. В Ынырге им было отмечено, что «выстроена церковь с хорошим иконостасом и дом для миссионера, но церковь не освящена, дом пустует, за неимением священника…»

В конце 70-х открылась церковно-приходская школа. В 1885 году в местной школе обучалось 11 мальчиков и ни одной девочки.

В июле 1895 года селение посетил Преосвященный Макарий, Епископ Томский и Барнаульский: «Один из жителей села Ыныргинского Лаврентий Федоров выстроил в Никольском в 1894—95 г. молитвенный дом и пожертвовал 200 рублей на иконостас… В Ыныргинском живут инородцы как оседлые, так и кочевые, как крещеные, так и некрещеные. В недавнее время здесь стали селиться и русские, между которыми есть люди состоятельные и щедрые жертвователи на благое дело, как, например, вышепоименованный Федоров. Церковь здесь выстроена давно и украшена благолепно: иконостас золоченый, местные иконы очень хорошие, писаные в Москве. В Ыныргинском есть миссионерская школа, учителем в которой состоит бывший воспитанник катехизаторского училища....»

В 1895 году выбыл из миссии учитель Ыныргинской школы Феодосий Худяков. Новокрещенные селения Ынырги собрали 100 руб. на постройку ограды около церкви.

В 1904 году в Ынырга Комляжской инородней волости, насчитывала 49 дворов: 134 мужчин и 141 женщина. Церковь, миссионерская школа.

В 1911 году деревне Ынырга насчитывает 98 дворов с населением 255 мужчин и 252 женщин. Отмечены церковь, миссионерская школа, три торговых лавки, два маслодельных завода, мукомольная мельница. Количество земли, владеемой селением, составляло 5.298 десятин.





















Чепошская Воскресенская церковь («В память Воскресения Христова») - (1870)

Церковь деревянная, однопрестольная.

В 1870 году (в одном из отчётов Алтайской духовной миссии не верно указан 1860 год) близ устья реки Чепош был построен молитвенный дом в память Воскресения Христова с иконостасом, пожертвованным княгиней Репниной.

С 1871 по 1893 г. здесь находился центр Чемальского миссионерского отделения - Чепошский стан.

Первым миссионером Чепоша был иеромонах Макарий (Невский).

«Открытое место в Чопошах в то время сплошь было покрыто сосновым бором; жалкие аилы инородцев можно было найти только по дыму, который вился из них среди леса. О. Макарий остановился в маленькой избушке против церкви... Здесь у него в 1872 году целое лето прожил прибывший из Москвы студент Константин Соколов (позднее Иннокентий Епископ Бийский), как он сам передавал нам, его из Улалы «послали сюда посмотреть и поучиться у о. Макария». Вместе с Соколовым о. игумен постоянно ходил по аилам, учил новокрещеных, пел с ними.

Вскоре выстроен был большой дом, о. Макарий открыл школу и при ней общежитие, жило человек 10—12. В одной комнате помещалась школа, в другой спали на нарах ученики; у о. Макария была небольшая проходная комнатка, впрочем и здесь он мало жил, отдавая все свободное время своим питомцам…(Дом этот в Чопоше впоследствии перевезли в Чемал).

Чепошинская школа является началом катехизаторского миссионерского училища. Вместе с собой о. Макарий перевёл училище сначала в Улалу, а потом в Бийск...»

"С перемещением о. Макария в Чепошский стан туда же временно было переведено училище. Специально для училища в селении было построено новое здание с большими классными комнатами. При училище была квартира для учителя и помещение для пансионеров. Уровень обучения в училище и, как следствие, результаты обучающихся, заслужили похвалы многих людей.!

В 1898 году епископ Томский Макарий во время поездки по миссии посетил Чепошскую школу. Он остался доволен знаниями учащихся молитв, Закона Божьего. Встреча с бывшими учениками показала, что, ставшие отцами и матерями, они не забывали грамоты и благотворно влияли на других членов семьи."


К ИСТОРИИ ЧЕПОШСКОЙ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ






















Чуйская (с. Кош-Агач) Петро-Павловская церковь («Во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла») - (1870)

Чуйская церковь (1905)
Чуйская церковь (1905)

Состав прихода: с. Кош-Агач, аилы Кызыл-Маны, Кёкёри, Бельтир, Курай, Кара-Кем.

В 1914 году прихожан – 1175 душ, в т.ч. крещенных инородцев – 1052 чел.

Молитвенных домов - 3:

  • в Кызыл-Маны «Во имя Святителя и Чудотворца Николая» (1894);
  • в Кара-Кеме «Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона» (1901);
  • в Курае «Во имя Святого Благ. Князя Александра Невского» (1903).

В Кош-Агаче и Кара-Кеме существовали миссионерские школы грамоты. В 1914 году в Чуйской церкви служил священник - инородец Токпешев Владимир Георгиевич.

К ИСТОРИИ ЧУЙСКОЙ ЦЕРКВИ

Церковь Во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с. Кош-Агач (2013)
Церковь Во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с. Кош-Агач (2013)





















Мыютинская Михайло-Архангельская церковь («Во имя Святого Аристротига Божия Михаила») - (1873)

В 1847 году (по другим данным - С.В.Голубцов - в 1939 ) был основан Мыютинский стан миссии и таким образом положено начало деревни Мыюта.

В отчете указывается, что на первых порах отсюда из своих кочевий Сайсан-Кобы, Самташ-Кобы (Зайсанов лог, Самташ-лог) сразу выехали все язычники. Первый кто стал вести миссионерскую службу был иеромонах отец Акакий (в миру – Артемий Левицкий), на Алтай прибыл после окончания ветеринарного факультета Московской медико-хирургической академии.

В 1849 году начал обучать инородческих детей, затем в 1856 году «заведена» (видимо, построено специальное здание) школа, и первым учителем была «достопочтенная супруга священника Арсентия, матушка Елизавета Михайловна Иванковская. В. В. Радлов в 1860 г. в своей книге писал: «… Это маленькая, бедная деревня, население которой состоит только из крещеных телеутов». Из списка населенных мест Бийского округа за 1893 год.

Село Мыюта относилось к Сарасинской инородной управе. Число дворов: крестьянских – 71, не крестьянских – 3, мужчин – 193, женщин – 178. Была православная церковь и церковноприходская школа.

В отчете 1898 года указывается, что в Мыюте есть училище и учатся в нем 28 мальчиков и 14 девочек. Обучали детей учителя Иван Каланаков и его помощник Григорий Аргоков.

В 1914 году состав прихода: с. Мыюта, д. Шебалина, Топучая, Малая Черга, Каптель (вероятно Актел), (Апшуяхта), Каспа, Урухтогой (Ороктой), Онос (Анос).

Прихожан - 1937, в т.ч. крещеных инородцев - 1247, язычников - 1126. Штат - один священник и два псаломщика.

Молитвенных домов – 4:

  • д. Каптель (Актел) «В честь иконы Казанской Божией Матери», построен в 1891 году;
  • д. Топучая – «Во имя сошествия Св. Духа на Апост.» , построен в 1900 году;
  • д. Малая Черга – «Во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира» , построен в 1900 году;
  • д. Шебалиной «Во имя Успения Божией Матери», построен в 1901 году.

В приходе 5 миссионерских школ (Мыюта, Шебалина, Каптель, Малая Черга, Апхуяхта). В церковной библиотеке 560 книг. Церковно-приходское попечительство с 1895 года. На 1912 год: миссионер, священник - Петров Тимофей Сергеевич, диакон на должности псаломщика - инородец Чевалков Иннокентий Иванович, псаломщик - Нелюбин Иннокентий Власьевич. Толмач при Мыютинском стане инородец Чевалков Петр Илларионович.


Церковь в Мыюте была вновь восстановлена трудами праправнучки протоиерея Василия Постникова Ахтуловой Татьяны Михайловны и ее близкой знакомой Марии Николаевны Дольниковой. Освящение церкви произошло 28 апреля 2011 года. Пятого августа 2011 года, благодаря местным энтузиастам, в селе Мыюта состоялось открытие уникального в своем роде музея под названием «Свет веры в горах Алтая».

МЫЮТА

ВОЗРОЖДЕНИЕ МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В МЫЮТЕ

190 ЛЕТ СЕЛА МЫЮТА

ФОТО ВОЗРОЖДЕННОЙ ЦЕРКВИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В С. МЫЮТА

Михайло-Архангельская церковь в селе Мыюта (2011)
Михайло-Архангельская церковь в селе Мыюта (2011)





















Чемальская Николаевская церковь («Во имя Святителя и Чудотворца Николая») - (1875)

Состав прихода: с. Чемал, д. Эликмонар, Анос, Узнезя, Пешпельтир, Чопош, аилы Куинча, Уожан, Диланд, Онурек, Аюла, Аскат, Куюм.

В 1914 году прихожан – 2834 душ, в т.ч. инородцев – 2031 чел., язычников – 1315 чел.

В 1914 году священниками служили Орокин Павел и Апанаев Василий Михайлович.

Чемальская Николаевская церковь (1910)
Чемальская Николаевская церковь (1910)





















Александровская Александро-Невская церковь («Во имя Святого благоверного князя Александра Невского») - (1875)

В 1875 году в Усть-Имере (в дальнейшем село Александровка), был построен храм во имя Благоверного князя Александра Невского.

В 1881 году открыта миссионерская школа. Размещалась в бывшем молитвенном доме, построенном на средства, Александра (Барабоша) Казагашева. (После смерти Боробоша его вдова построила церковь в с. Бирюля).

Учителем в школу определен из кончивших курс пансионеров.

В 1882 году постоянным учителем определен инородец, воспитанник центрального училища М.Манатов.

В 1885 году в Александровской миссионерской школе обучалось 9 мальчиков и 12 девочек. С 1886 года учителем в Александровской школе стала Анна Ащеулова.

В отчетном 1900 году от жителей Александровки поступил приговор об открытии нового прихода. В 1901 году строится благолепный храм на средства новокрещеных и строится в тяжелые неурожайные годы.

В 1902 году открыт Александровский стан миссии. Учитель алтайского языка при Катехизаторском училище, диакон Андрей Пояркин рукоположен во священника с назначением на должность миссионера в новооткрытый стан.

23 января 1903 года в селение прибыл Его Преосвященство, Преосвященнейший Макарий, Епископ Томский и Барнаульский. С крестом в храм встречал Владыку Бийский уездный наблюдатель о. Александр Никольский. Его Преосвященство на родном слушателям алтайском языке прежде всего обратился к народу со словом любви и привета и Архипастырского наставления. На алтайском же языке велась катехизическая беседа с народом и учениками школы. Школа, благодаря стараниям толкового и усердного учителя Иннокентия Чевалкова, находилась в прекрасном состоянии. Ученики отвечали сознательно, твердо и быстро. Испытание, произведенное уездным наблюдателем, доказало, что эта школа—одна из лучших не только на Алтае, но и во всем Бийском уезде.

В 1914 году состав прихода: с. Александровское, д. Бирюля, Урлу-Аспак, Сайдыс, Сиульта, Верх-Иша, Ак-Ком, аил Ына.

Прихожан – 2715 душ, в т.ч. инородцев – 1510 чел., язычников – 620 чел.

  • Приписная церковь – в д. Бирюля («Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона»).

Молитвенных домов – 4:

  • Сайдыс (1884);
  • Сиульта (1887);
  • Урлу-Аспак (1897);
  • аил Ына (1904).

В приходе 3 церковно-приходских школы: Александровка (1883); Сайдыс и Урлу-Аспак; Бирюля и Сиульта. Церковно-приходское попечительство – с 1905 года. В 1914 году священником служил Тырмаков Михаил Сергеевич.

ФОТОГРАФИИ

АЛЕКСАНДРОВКА - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ

АЛЕКСАНДРОВКА



















Усть-Канская Николаевская церковь («Во имя Святителя и Чудотворца Николая») - (1875)

Данные о времени постройки церкви разнятся. По одним сведения в 1865 г. Т. Мокин, вместе со своим братом, торгующим в д. Раскат Нижне-Чарышской волости, построил под руководством архимандрита Владимира (Петрова) за свой счет церковь святого Николая. По данным Томской епархии это 1875 год.

Деревянная, однопрестольная. Состав прихода: с. Усть-Кан, д. Тюдрала, Зырянова, аил Абаганский (Ябоган).

В 1914 году прихожан – 1206 душ, в т.ч. крещенных инородцев – 755 чел., калмыков - 2500 чел.

В приходе 2 церковно-приходских школы (Усть-Кан, Тюдрала). При обеих школах есть библиотеки. Кроме этого есть церковная библиотека. Церковно-приходское попечительство с 1905 года. В 1914 году священниками служили Тыдыков Прокопий Петрович и псаломщик Васильков Василий Иванович.

  • Приписная церковь в Тюдрале («Во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла») (1889).

В 1993 в с. Усть-Кан начинает строится новая церковь Николая Чудотворца. 27 октября 2016г совершилось освящение епископом Горно-Алтайским и Чемальским Каллистратом в сослужении благочинного северного округа протоиерея Ростислава Киращук, благочинного южного округа иерея Сергия Коробейникова, настоятеля подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на территории Усть-Коксинского района иеромонаха Исайи (Скибицкого), настоятеля церкви Святителя Николая с.Усть-Кан иерея Вячеслава Аминова и диакона Владислава Поклонова.

Церковь Во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Усть-Кан
Церковь Во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Усть-Кан





















Усть-Башкаусская Алексеевская церковь («Во имя Святителя Алексия») - (1877)

Прежнее название Усть-Башкаус - Кумуртук. Современное название Кок-Беш.

Улаганский богач - алтаец Белей "построил великолепный храм в устье реки Башкаус" и был представлен миссией к серебряной медали для ношении на шее. Сын Белея - Константин построил молитвенный дом на реке Саратан (приток Башкауса).

Церковь деревянная, однопрестольная.

В 1876 году трудами обучавшего иконописанию иеромонаха Антония при содействии его учеников, новокрещеных детей написаны иконы для молитвенного здания Чулышманском отделения в селении Башкаусском. Это свидетельствует о том, что к этому периоду село уже оформилось, и был нанят подрядчик по плотничным работам, который к этому году закончил строительство. Церковь и два небольших домика были построены начальником миссии на сумму, пожертвованную московским благотворителем А.М. Полежаевым. На освящение церкви в с. Башкаусском испрошено начальником миссии благословение, но по обстоятельствам, освящение в том году не могло состояться.

24 июля 1877 года начальник миссии, о. архимандрит Владимир освятил в Башкаусском стане церковь. Во время причастного о. игумен Макарий произнес экспромтом проповедь на алтайском языке, говорил о подвигах и заслугах святителя Алексия, московского митрополита, во имя которого освящен храм.

В с. Усть-Башкаусе до 50 юрт и три русских избы.

Состав прихода: с. Усть-Башкаус, аил Беле.

В 1879 году в новое чулышманское отделение (стан на Усть-Башкаусе за Телецким озером) послан состоявший сверхштатным миссионером, переводчик миссии и первый из новокрещеных священников, Михаил Васильевич Чевалков. До его посылки по возможности исполнял священнические обязанности для новокрещеных христиан, живущих в Усть-Башкаусе, иеромонах Варсанофий Благовещенского монастыря.

В 1889 году Усть-Башкаус входит в состав Чолышманского отделения.

21 июля 1895 года село Усть-Башкаусское (по-алтайски Кöгöртик) посещение преосвященный Макарий, епископ Томский и Барнаульский. «В селе имеется миссионерская школа— единственная на всё Чолышманское отделение.

В 1900 году селение Усть-Башкаус состоит из 17 домов, 117 человек жителей; там же миссионерский стан и вблизи Чолышманский мужской монастырь.

В 1904 году в Усть-Башкаусском стане открыт приют для девочек.

В июле 1906 году вновь высокопреосвященный Макарий, архиепископ Томский побывал в этих местах.

7 августа 1909 год состоялся приезд на Усть-Башкаус епископа Иннокентия.

В 1909 году в Усть-Башкаусской церковноприходской школе обучаются 25 мальчиков и 8 девочек. Православных 33. Инородцев: 33. Финансирование от епархиального училищного совета – 200. рублей.

В 1910 году «Усть-Башкаус. Стан миссионера с церковью, во имя св. Алексея и отстоящего от Консистории в 858 вер., отд. резиденции Начальника миссии (чрез Телецкое озеро) в 300 верстах и миссионерского благочинного (чрез Онгудай) в 465 верстах. Жителей 913 кочевых инородцев. В школе обучаются 37 мальчиков и 7 девочек.

В 1914 году прихожан-инородцев – 1093 душ.

  • Молельный дом в аиле Беле построен в 1884 году.

В приходе 2 миссионерские школы (в Усть-Башкаусе и в Беле).

В церковной библиотеке – 56 томов.

В 1914 году в Усть-Башкаусе служил выпускник Бийского катехизаторского училища Димитрий (Старцев), псаломщик Уленеков Николай Кириллович.


В начале 30-х село Кумуртук переименовано в пос. Кокпаш.

УСТЬ-БАШКАУС (КУМУРТУК) - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ

БЕЛЕ - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ



















Урсульская (с. Онгудай) Успенская церковь («Во имя Успения Пресвятой Богородицы») - (1879)

Центр Урусул, или Ангодай открыт в 1856 году около Урусула, недалеко от устья Ангодая о. Акакием, но сам в нём он не жил. Миссионерское начальство задумало устроить селение на Урсуле (в самом центре Алтайского населения), на устье р. Ангодая. Дороги туда, кроме верховой, никакой не было. Русских — ни одного человека.

В 1860 году была открыта Урсульская церковно-приходская школа.

В 1872 году поступил на службу студент Московской Духовной Семинарии Константин Павлович Соколов (впоследствии начальник миссии, епископ РПЦ, архиепископ Бийский и Алтайский Иннокентий), прослуживший в Ангодайском стане ровно тридцать лет.

26 апреля 1879 года начальник Алтайской миссии архимандрит Владимир написал епископу Томскому и Семипалатинскому: «Имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство благословить постройку новой деревянной церкви в с. Онгудае Черно-Ануйского отделения Алтайской миссии.

В 1879 году А.В. Соколовым была выстроена новая церковь во имя Успения Пресвятые Богородицы.

В 1881 году освящена в честь Успения Божией Матери церковь с. Ангудайского Урсульского отделения.

В 1882 году миссионерский стан крещёных инородцев Ангудайское (Урсульское) насчитывает 63 жилых строения. Население – 127 мужчин и 115 женщин. Церковь, лавка.

В 1897 году Онгудай, насчитывает 126 хозяйств. В нём проживает мужчин 268, женщин 254. Число грамотных 72 мужчины и 30 женщин.

7 августа 1906 года в Онгудае был устроен миссионерский съезд. На съезде присутствовали: помощник начальника миссии священник о. Петр Бенедиктов, миссионеры: о. Стефан Борисов, о. Владимир Постников, о. Лука Кумандин, о. Алексий Соколов, о. Владимир Мокпешев и о. Кузьма Уканаков, из диаконов были: И. Чевалков и Ив. Бобраков; были и псаломщики: Мыютинский в Онгудайский.

1 июля 1909 года в Онгудай прибыл начальник Алтайской духовной миссии епископ Иннокентий. Состоялось всенощное бдение и на утро литургия по случаю царского дня. После литургии и царского молебна — освящение и поднятие на новый храм выписанных из Гатчинского завода Лаврова четырех малых (в 8, 6, 4 и 2 пудов) колоколов.

В 1914 году состав прихода: с. Онгудайское, д. Туяхта, Хабаровка, Каинча, Кеньга.

Прихожан – 1808 душ, в т.ч. инородцев – 544 чел.

  • Приписная церковь в с. Онгудайское «Во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворства» (1908).

Существовали 4 молитвенных дома:

  • в улусе Каянча «Во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира» ;
  • в д. Хабаровке «Во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца» (1898);
  • в улусе Кеньга (Теньга) «Во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворства» (1903);
  • в д. Туякте «Во имя Святителя и Чудотворца Николая» (1908).

В приходе 3 церковно-приходских школы: Онгудайская (1860), Кенгинская и Туяктинская. В церковной библиотеке – 125 книг. Церковно-приходское попечительство существует с 1891 года. В 1914 году в Онгудайской церкви служил священник Соколов Константин Константинович.


ОНГУДАЙ - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ



















Катандинская Пантелеймоновская церковь («Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона») - (1880)

17 февраля 1880 года Преосвященный Владыка Преосвященнейший Владимир, епископ Бийский в сослужении помощника начальника миссии игумена Макария, Мыютинского миссионера Василия Постникова, Катандинского миссионера о. Иннокентия и Черно-Ануйского миссионера освятил Пантелеимоновскую церковь в селении Катанде, Урсульского отделения.

В Катанде, имеющей более других православного элемента, в видах ограждения православных от раскольничьего соблазна, обращения язычников, и, еще возможно, вразумления раскольников давно планировали устроить миссионерский стан.

Для этого и была построена церковь, которая долго оставалась неосвящённою. Поступление в миссию иеромонаха Иннокентия дало возможность открыть в Катанде новый стан и по Уймонской долине новое отделение миссии.

В новом Катандинском стане открылась начальная школа.

В начале 1880 годов в Катанде появляются переселенцы из внутренних губерний, именно из Воронежской и Тамбовской. С этого времени селение начало быстро возрастать, а вместе с тем получила преобладание русская часть населения. Вскоре селение носило характер чисто русского, лишь с незначительной примесью уже обрусевших алтайцев.

В 1882 году в Катанде, относящейся тогда к Сарасинской управе было 66 жилых строений.

В 1888 году ученик катехизаторской школы Николай Залуцкий определён учителем катандинской школы. В катандинской школе обучалось 5 мальчиков и 5 девочек.

В 1889 году открыто Катандинское отделение, простирающееся от Черно-Ануйского стана в глубь горную (по Уймонской долине) в 233 верстах, с противораскольническою целью, потому что считалось, что здесь находится гнездо алтайского раскола, численностью более 1048 душ. В состав Катандинского отделения входили: Катанда, с церковью во имя св. Великомученика Пантелеимона, домом для помещения миссионера и школою. Православных жителей 238, в том числе инородцев кочевых 119 и русских 119. Число грамотных 18, неграмотных 220. В школе обучалось 8 м. и 2 девочки.

Состав прихода в 1914 году: с. Катандинское, д. Нижний Уймон, Верхний Уймон, Горбуново, Усть-Кокса, Кайтанак, заселки и кочевья калмыков.

Прихожан – 1453 душ, раскольников – 3474 чел.

Молитвенные дома:

  • в Нижнем Уймоне;
  • в Горбуново;
  • в Кайтанаке;
  • в Усть-Коксе.

Катандинская церковно-приходская школа открыта в 1894 году. Церковно-приходское попечительство – с 1894 года. Церковная школа грамотности в с. Горбуново открыта в 1896 году. В 1914 году служил священник Каташев Илья Степанович.

КАТАНДА - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ

КАТАНДА



















Ильинская (с. Ильинка) церковь («Во имя Святого пророка божия Илии») - (1880)

Селение Ильинское основано иеромонахом Акакием(Левицкий) в 1854 году. Первыми поселенцами здесь были не местные инородцы, а выходцы из Тогуйской волости, которых и окрестил Акакий, а к ним уже начали приселяться новокрещеные алтайцы. В 1873 году в селе открыта школа.

22 октября 1878 года священником Филаретом Синьковским «на средства местных новокрещеных инородцев, в особенности же усердием Павла Михайловича Веселкова и Александра Михайловича Чичинова и крестьянского семейства Тырышкиным (из селения Ново-Тырышкиной)» заложен молитвенный дом во имя пророка Ильи.

13 мая 1880 года освящён молитвенный дом с иконостасом и алтарём, в честь пророка Илии, устроенный усердием миссионера (священник Филарета Синьковского) и не богатых, но усердных у церкви прихожан – инородцев, просторный и благовидный, вместо старого, тесного. Ильинский храм освящен архиереем и притом первый на Алтае. Освящение совершал Преосвященнейший Владимир, епископ Бийский в сослужении помощника начальника миссии о. игумена Макария, Мыютинского миссионера о. Василия Постникова, Катандинского миссионера о. Иннокентия и Черно-Ануйского миссионера Филарета Синьковского. Освящение храма, литургия, слово Владыки и молебен продолжались около 6-ти часов.

В 1908 году открылся Ильинский стан... Ильинской стан выделился из Черно—Ануйского отделения, самого многолюдного по православному населению из всех отделений миссии. Назначены два миссионера, из которых один без прихода, все лето должен проводить в стойбищах калмыков с проповедью, а второй поселился в селе Ильинском, вблизи бурханизма. Таким образом, открылся стан, в котором нужда сознавалась давно, но открытию которого препятствовало безденежье.

В 1895 году из бывшего молитвенного дома устроена школа. Теперь она помещается в собственном поместительном здании. Обучается в ней 29 мальчиков и 8 девочек.

Деревянная, однопрестольная.

В 1914 году состав прихода: с. Ильинское, д. Мариинская, засел. Барагаш, Арбайта.

Прихожан – 2397 душ, в т.ч. крещенных инородцев - 140, раскольников – 441, язычников - 654.

  • Приписная церковь – в Мариинское «Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона» (1886).
  • Молитвенный дом в Барагаше.

В Ильинском 2 миссионерские школы: церковно-приходская (1873), и школа грамоты (1887). В дер. Барагаше, засел. Арбайте, ур. Ак-Кем - школы грамоты (1905). В 1914 году священником служил Каланаков Иоанн Николаевич, окончивший Бийское катехизаторское училище. Псаломщиком - Наурчаков Василий Алексеевич

ИЛЬИНКА - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ



















Кебезеньская Покровская церковь («Во имя Покрова пресвятой Богородицы») - (1882)

В 1857 г. появилось Кебезенское миссионерское отделение. К Кебезенскому миссионерскому отделению были приписаны следующие миссионерские станы: Казанская церковь (с. Ынырга), Никольская церковь (с. Турочак), Рождественская церковь (с. Гурьяновка), монастырское подворье в с. Артыбаш и молитвенные дома в с. Никольское и по р. Пыже. Среди миссионеров Кебезенского отделения особенно известен Михаил Чевалков, один из основателей алтайской литературы и учитель алтайского языка для многих миссионеров, в том числе и о. Василия Вербицкого.

Во время деятельности во главе миссии архиепископа Владимира (Петрова) (1865-1883) в 1882 г. на средства купца П. Терехина была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1891 году открыто приходское попечительство.

В 1914 году состав прихода: с. Кебезень, д. Ынырга, аилы Пыжа, Эдирбес, Усть-Толой, Арту-Баш, Чорбок, Уймень, АШПАНАК|Шпанак, Челушкара, Кузя, Вершина Ынырги, Никольское.

Прихожан – 3380 душ, в т.ч. крещенных инородцев – 2110 чел., раскольников – 526.

  • Приписная церковь с. Ынырга «В честь Казанской Иконы Божией Матери» (1869).

Молитвенных домов – 2:

  • в Пыже (1897);
  • в Никольском.

В приходе 3 церковно-приходских школы: в Кебезени (1868), Ынырге (1870), Пыже (1910). Церковно-приходское попечительство с 1891 года. В 1914 году священником служил инородец Бобраков (он же Тозыяков) Иоанн Яковлевич, выпускник Бийского катехизаторского училища.

КЕБЕЗЕНЬ - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ



















Черно-Ануйская Троицкая церковь («Во имя Святой Живоначальной Троицы и во имя Святых преподобных Симеона Столпника и Таисии») - (1885)

6 апреля 1875 г. заведовать Черно-Ануйским отделением назначен миссионер иеромонах Тихон. В течение двухлетнего служения он обратил в христианскую веру 53 инородца.

В 1885 году построена церковь, деревянная, двух-престольная.

Состав прихода: с. Черно-Ануйское, д. Матинская, улус Каракол.

22 сентября 1889 года протоиерей Василий Иванович Вербицкий отмечает: "Церковь в Чёрно-Ануйском построена на средства новокрещённой телеутки – вдовы Анны Тедюнековой, на поминовение убиенного её мужа некрещеными алтайцами. В заведении же утвари церковной: иконостаса, сосудов и книг и облачений, как видно из описи, участвовали многие лица: Преосвященнейший архиепископ Евгений из Донского монастыря, бийские купцы: Андрей Алекс., Семён Алекс. и Петр Андр. Хабаровы, Стефанида Дмитр., Наталья Ст. Хабаровы, Пётр Андр. и Яков Дмитр. Мальцевы, Поликарп Ив. Смирнов, Герасим Ив. Горячкин, Ив.М. Сёмин, Василий Ив. Карышев, Лариса Ив.Смирнова, Васю Як. Шацкий и Андр. Мих. Щетинин. Барнаульский купец Чанцов, кузнецкий купец Насонов, урядник Григорий П. Мокин, чиновники из Томска г. Горохов, из Бийска Николай Фил. Тихобаев, инородец Карп Ерем. Параев, из Москвы С.Н. Постников, из Тобольска Екатерина Фед. Непряхина. Все постройки его отличаются простотою, простором и прочностью, ибо все произведены из лиственничного леса.

В 1892 году открыто приходское попечительство.

В 1914 году прихожан – 2404 душ, в т.ч. крещенных инородцев – 624 чел. В Черно-Ануйском 2 церковно-приходских школы: мужская (1885) и женская (1904) и одна инородческо-киргизская (1910). В 1914 году священником служил Абышкин Макарий Михайлович, выпускник Бийского катехизаторского училища, псаломщиком Кутергин Назар Александрович.

В 1916 г. черноануйская одноклассная церковноприходская женская школа обучала 29 девочек.

В 1917 г. в Чёрном Ануе действовала правительственная лечебница.


После революции закрыта, сгорела в нач. 2000-х.

Новая небольшая деревянная церковь построена в 2006-2011, освящена малым чином в 2011. Одноглавый четверик с звонницей над притвором. Приписана к Никольской церкви в Усть-Кане.

Церковь Троицы Живоначальной в Чёрном Ануе
Церковь Троицы Живоначальной в Чёрном Ануе





















Паспаульская Казанская церковь («В честь иконы Казанской Божией Матери») - (1890)

Если опираться на достоверные источники, то основанием села следует считать 1858 год. Именно из ведомости о службе заштатного миссионера протоирея С.В. Ландышева за 1877 год мы узнаём, что «Его старанием заведены следующие селения из вновь обращаемых кочевых инородцев: С 1858 г. селение Паспаул».

В 1887 году новокрещеный инородец, зайсан Комляжской волости Михаил Васильевич Тобоков изъявил готовность выстроить в селе молитвенный дом на собственные средства. В 1889 году в селении сгорел ветхий миссионерский дом, в верхнем этаже которого помещалась походная церковь.

На место сгоревшего молитвенного дома усердием Тобокова строится новый. В 1891 году на место сгоревшего молитвенного дома на средства Тобокова построена церковь, бедная, впрочем, обстановкою.

Он же выстроил церковь в Карасуке.

В 1897 году в селе Паспауле открыто 15-е отделение Алтайской духовной миссии. В состав отделения вошли благоустроенные селения Улалинского отделения: Паспаул, Карасук в Салганда, а также до 1.000 человек русских, проживающих на заимках по речкам: Ише, Учеку и притокам их... При открытии отделения в 1898 году в нем насчитывалось православных жителей обоего пола: инородцев 1081 и русских 749.

Результатом Алтайской Миссии в Чойском районе стало образование стана в 1902 году в селе Паспаул. К этому миссионерскому стану относилось 3 христианских селения и 12 заимок, в которых 1046 душ мужского пола и 1101 душа женского пола и 220 душ язычников.

25-го июня 1914 года в Паспауле побывал Высокопреосвященнейший Макарий, Митрополит Московский и Коломенский. Владыке была устроена дивная встреча.

В 1914 году состав прихода: с. Паспаул, засел. Левинский, Ново-Николаевский, Казанцевский, Кочкинский, Ждановский, Лопатинский, Петрушинский, Верх-Ашпанакский, Верхне-Тыргинский, Селоковск, Русаковский, Белореченский, Уктюбинский, Итукский, Кутербинский, Узлекский, Долговский, Бельтиковский, Богородский, Масталинский, Бочкаревский, Богдановский, Пановский, Сугульский, с. Карасук, д. Сылганда, Адыйман, Тунча, Карым, Кара-Торбок, заимка по р. Карыму, Карасу, Малая Иша, Уба, с. Нижнее-Пьянкова.

Прихожан – 4382 душ, в т.ч. инородцев – 1303 чел.

Молитвенных домов – 5:

  • в Карасуке (1886);
  • в Сылганде (1893);
  • в Никольском (1897);
  • в зас. Тырге (1908);
  • в ур. Бижельбик (1897).

В приходе 3 церковно-приходских школы: в с. Паспауле (1860), в Карасуке (1887) и Салганде (1889). В 1914 году священником служил Шарков Николай Иванович, выпускник Бийского катехизаторского училища.



В мае 1915 года в селение побывал Преосвященнейший Анатолий. Отмечена хорошая школа и новый, еще недоконченный постройкою храм. Паспаульский миссионер о. Николай Шарков упорным личным трудом и своим влиянием на прихожан выстроил в на местные средства без пособий прекрасный и обширный храм, который вчерне стоит более 4000 рублей...

Храм Казанской Божьей Матери, выстроенный Н. Шарковым, функционировал до 1935 года.

В Чойском районе Паспаул был центром православия. Также были построены: церкви в Ынырге (тоже Казанской Божьей Матери), в Салаганде был молитвенный дом «Трёх Святителей», в Средней Тырге была «Богородице-Казанская» церковь, которая стояла на пути продвижения миссионерской миссии. В Средней Тырге все жители были воцерковлёнными.


В 1995 году в Паспауле, благодаря усилиям Николая Егоровича Суртаева, восстановлена церковь Казанской Божьей Матери. «В 1995 году решили восстанавливать церковь... На месте прежней церкви стоял действующий клуб... Клуб был перемещён в другое здание... 4 ноября 1995 года всё здание было разрушено. За девять месяцев полностью выстроена церковь». Первый настоятель иеромонах Варсанофий (Попов).

ПАСПАУЛ - АЛТАЙ ТУРИСТСКИЙ

Паспаульская Никольская церковь
Паспаульская Никольская церковь





















Карагужинская Покровская церковь («Во имя Покрова пресвятой Богородицы») - (1892)

Состав прихода: с. Карагуж, д. Зыкова, Тайнинское, Еронда, Шубенский выселок, Саразон, Абабкова, Нижне-Пьянкова, Верх-Пьянкова, Камышак, Ташта, Старый Карагуж, Чергачак и Усть-Иша.

В 1914 году прихожан – 1964 душ, раскольников – 83 чел.

  • Молитвенный дом в д. Зыкова (1912).

В Карагуже школа М.Н.П. В 1914 году священником служил выпускник Бийского катехизаторского училища Бастрыгин Яков Иванович, псаломщик - Петров Евфимий Антонович.

К ИСТОРИИ КАРАГУЖИНСКОЙ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ



















Чергинская Покровская церковь («Во имя Покрова пресвятой Богородицы») - (1895)

Состав прихода: с. Черга, д. Камлак, аил Могута. В 1914 году прихожан – 3056 душ, в т.ч. крещенных инородцев – 337 чел.

Молитвенных домов – 2:

  • в Большой Черге «Во имя Святого Князя Александра Невского» (1893);
  • в Камлаке «Во имя Сретения Господня» (1907).

В Черге существовала церковно-приходская школа (с 1907), в Камлаке училище гражданского вида. В 1914 году священником служил выпускник Бийского катехизаторского училища Тюмаков Иоанн Филиппович.



















Бешпельтирская Никольская церковь («Во имя Святителя и Чудотворца Николая») - (1895)

Известно, что в 70-х годах 19 века в Пешпельтире жили крещеные люди русской национальности. Алтайцы же, еще не принявшие христианство, жили по окрестным урочищам каждый по отдельности, занимаясь скотоводством.

В 1895 году в деревне Пешпельтире на средства бая и торговца калмыка Николая Токочакова, который внёс 1000 рублей, построен молитвенный дом во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 1896 году храм был освящён.

После закрытия храма в начале 30-х годов в здании разместили клуб. В 1959 году клуб сломали, а из бревен нижней части храма сделали пекарню, позже – дом для учителей. Из верхних бревен построили контору, которая потом стала жилым домом.





















Таштинская (с. Ташта) Ильинская церковь («Во имя Святого Благоверного Илии») (1896)

Состав прихода: с. ТАШТА, д. КАМЫЖАК, ур. ВЕРХНИЙ КАМЫЖАК, ЮГОЛЬСКИЙ, ШЕК-ШАК, АЛПАТОВСКИЙ, КЕДРОВСКИЙ, ХАБАРОВСКИЙ, ПОПОВСКИЙ, БЕДАРЕВСКИЙ, ОСИНОВСКИЙ, аил ЫНЫРЛЫК, ТЫБЫРЕК, ПОДЧАЙНИНСКИЙ, КУРЛЕК, ОЗЕРСКИЕ, САРЫКОВ.

Молитвенных домов – 2:

  • в Ынырлыке (Нарлык);
  • в Ивановке.

Церковно-приходская школа в Таште открыта в 1860 году. Помещается в миссионерском доме, содержится на средства миссии, обучалось мальчиков – 12, девочек нет, обучает не кончивший курса в Бийском Катихизаторском училище, инородец Иеремей Иванов Параев. В 1914 году священником служил инородец Никифоров Сергей Яковлевич.

По отчету Алтайской духовной миссии от 1914 года в Таштинскои отделении насчитывалось 2225 чел. (в т.ч. 408 оседлых инородцев).

Церковь закрыта в 1937 году.



















Тайнинская (с. Тайна) Дмитриевская церковь (Во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца) - (1898)

Состав прихода: с. Тайна, д. Ивановка, Абабкова (Киска), уч. Шубинский, Саразон, Тиуновский, Нижне-Устюбень, Средне-Устюбень, Верхне-Устюбень, Барсанак, Говоровский, Ново-Покровский, Большереченский, Рождественский, Малый Буланак, Красный Камень (Кызыл-Таш).

Приход закрыт в 1912 году.

Молитвенных домов – 2:

  • в Ивановке;
  • в Ынырлыке (Нарлык) .

Церковно-приходская школа в Тайне открыта в 1891 году, при ней церковная библиотека.

В селении Тайне открыта братством Святого Димитрия митрополита Ростовского в 1891 году, помещается в доме, купленном на средства братства, (содержится) обучалось мальчиков – 18, девочек – 7, обучает сын крестьянина Казанской губернии с домашним образованием, Андрей Григорьевич Колоколов.

Центральный стан в селении Тайна основан в 1898 г. Тайнинское отделение АДМ образовано в 1902 г, выделено из Улалинского отделения.


К ИСТОРИИ ТАЙНИНСКОЙ ДМИТРИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ



















Шебалинская Успенская церковь (Церковь Успения Пресвятой Богородицы) - (1899)

Шебалинская церковь
Шебалинская церковь

Построена в 1899 г., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1993 г.






















Улаганская Пантелеймоновская церковь («Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона») (1899)

Церковь в с. Балыктуюль была освящена 24 июля 1899 года епископом Бийским. При храме имелся дом для священника и другие хозяйственные постройки.

Состав прихода: с. Улаган, аил Кату-Ярык, Тайбылки, Чодра, Язылу, Саратан, Паспарта.

14 марта 1905 года Указом Священного Синода в селе был открыт миссионерский стан, в том же году была открыта миссионерская школа и приют для детей. Дети обучались грамоте, ремеслу, церковному пению, получали медицинскую помощь. Настоятелем храма в то время был священник Владимир Тозыяков.

Одной из главных святынь храма до революции была икона Святого Великомученника и целителя Пантелеимона, привезенная из святой горы Афон (Греция). Икона была чудотворная, мироточивая, и очень почитаемая местными жителями, которые с верой помазывались миром, истекающим из иконы и получали исцеление.

В 1914 году прихожан – 1527 душ.

  • Приписная церковь – в д. Усть-Улаган «Во честь иконы Казанской Божией Матери» (1911).

Молитвенных домов – 4:

  • в местности под названием Иоль-Узы «Во имя Святителя и Чудотворца Николая» (1898);
  • в Язулу «Во имя Святых Апостолов Петра и Павла» (1898);
  • в Саратане (1910);
  • в Паспарте (1911).

В Улагане существовала миссионерская школа грамоты (1905). В 1914 году священником служил Тозыяков Андрей Васильевич, окончивший Бийское катехизаторское училище.

В 1929 - 1939 г.г. во времена гонения на церковь, храм был закрыт, частично разрушен, частично перестроен, купола были заменены обычной крышей. В 1957 - 58 годах он был преобразован под клуб, в 1968 году его превратили в складское помещение для зерна, а с 1980 до 1993 года в помещении был краеведческий музей трудовой и боевой славы совхоза "Советский Алтай".

В 1993 году была в с. Балыктуюль восстановлена, стали совершаться богослужения. 6 августа 1997 года храм Святого Великомученика Пантелеймона был освящен Преосвященным Антонием, Епископом Барнаульским и Алтайским. В августе 2005 года здание церкви сгорело. Из икон удалось спасти всего несколько: Распятие с предстоящими, Николая-Угодника, Пантелеймона. Прихожане очистили пепелище, возвели новый фундамент, и новое строительство началось весной 2006 года. Уже осенью церковь открыла свои двери для верующих.

Церковь Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона в с. Балыктуюль
Церковь Во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона в с. Балыктуюль





















Турочакская Николаевская церковь («Во имя Святителя и Чудотворца Николая») - (1901)

В 1870 году в Турочаке местным крестьянином Алексеем Казанцевым был построен первый молитвенный дом-часовня для размещения миссионерской походной церкви св. благ. Александра Невского.

В 1896 году в селе образовалась церковно-приходская школа.

Храм в селе Турочак был построен в 1901 году на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Алексей Казанцев. Новая церковь была построена на месте сгоревшей часовни и освящена во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца по распоряжению Начальника Алтайской Духовной Миссии Преосвященнейшего Макария (Павлова), Епископа Бийского.

Деревянная, однопрестольная. Относилась к третьему миссионерскому благочинию.

Состав прихода: с. Турочак, Гурьяновка, аил Тондошка. С 1907 года в Турочаке появился постоянный священник-миссионер Николай Степанович Зырянов.

До 1907 года Турочакская Никольская церковь была приписана к Кебезенскому Покровскому храму, службы проводились приезжавшим время от времени священником-миссионером Кебезенского отделения о. Ильей Седаков – сыном заштатного псаломщика, Тобольской епархии.

В 1914 году прихожан – 3951 душ.

  • Приписная церковь в с. Гурьяновка «Во имя Рождества Христова» (1908).

В Турочаке существовала церковно-приходская школа (с 1896), в аиле Курмач – школа грамоты.

В 1914 году в Турочакской церкви служили священник Зырянов Николай Степанович, псаломщик – Ильтеев Александр Семенович.


Церковь в Турочаке закрыли еще в 1928 году. После закрытия церкви в ее помещении располагалась опорная начальная школа, позже в бывшем храме поместилась редакция районной газеты «За коммунизм», затем здание использовали под столярную мастерскую. В конце 70-ых - начале 80-ых одно из самых старых построений села – здание церкви было разрушено.

ТУРОЧАКСКАЯ НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ






















Ининская Петро-Павловская церковь («Во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла») - (1904)

Состав прихода: с. Усть-Иня, д. Чибит.

В 1914 году прихожан – 585 душ, в т.ч. инородцев – 522 чел.

В приходе 2 миссионерские школы грамотности (Ининская и Чибитская).

В 1914 году в Ининской церкви служил священник Апанаев Георгий Михайлович.



















Бело-Ануйская Михайловская церковь («Во имя Святого Аристротига Божия Михаила») - (1904)

В 1878 году, прослышав о предположенном образовании нового поселка по Белому Аную, 26 душ крестьян деревни Солдатовой Нижне-Чарышской волости исхлопотали себе разрешение и переселились сюда. «Образовался поселок Бело-Ануйский, при р. Белом Ануе, верстах в 15 от с. Черно-Ануйска».

С 28 ноября 1887 года Белый Ануй вошёл в Верхнее-Каменский приход Покровской церкви. Приход состоял под ведением старшего священника с резиденцией в с. Алтайском. В приходе числились с. Алтайское, д. Сараса, Нижняя-Каменка, Колова, Бирюкса, с новым заселком, Комар, Россоши и Булатова, а также в него входили деревни: Катанда, Верхний и Нижний Уймон, Усть-Кокса, Тоурак, Куяча, Казанда, Абай, Куяган, Демина и с. Ильинское, которыми заведовал второй (младший) священник, с резиденцией в Ильинском.

В деревне в 1895 году открыта бело-ануйская школа противораскольнического братства Святого Димитрия, которая помещалась в здании, перестроенном из старого Черно-Ануйского молитвенного дома с квартирою для учителя на средства миссии. Обучалось в ней двадцать мальчиков. Учителем состоял обучавшийся в катехизаторском училище крестьянин Назарий Зиновьев Мельников. В училищной библиотеке насчитывалось 16 книг разных наименований, в 37 экземплярах.

В 1904 г. в Белом Ануе открыта первая школа министерства народного просвещения на Алтае.

В 1904 г. построена Бело-Ануйская Михайловская церковь, деревянная, однопрестольная. Состав прихода: с. Бело-Ануй.

Согласно Списку населенных пунктов Томской губернии 1911 года, стр. 308 БЕЛЫЙ АНУЙ входил в состав Солонешенской волости, Бийского уезда. На этот период в Белом Ануе 63 двора, 285 мужчины, 290 женщины, 1938 десятин земли. В селе есть церковь, одноклассное училище М.Н.П., 2 торговых лавки, общественный хлебозапасный магазин.

1 января 1909 года был открыт бело-ануйский миссионерский приход, благодаря отпущенным из Государственного казначейства средствам на содержание приюта: 300 руб. священнику и 100 рублей псаломщику.

1 сентября 1913 года законоучителем школы в Белом Ануе стал священник Поликарп Васильев.

В 1914 году прихожан – 1555 душ, в т.ч. раскольников – 233 чел. В Белом Ануе существовала школа гражданского вида. В 1914 году в Бело-Ануйской церкви служили священник Васильев Поликарп Алексеевич, псаломщик – Самохин Василий Герасимович



















Просмотры
Личные инструменты