ТУРОЧАК

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Населенный пункт на территории Турочакского района Республики Алтай.

ТОПОНИМИКА:

- По Молчановой О.Т. - Турочак (Турачак) н.п., р., г., ур. - Маленькое стойбище, стоянка, домик.

- По гипотезе Уманского А. П. - алтайское название «Турочак» в буквальном переводе на русский язык означает — «городок» от слова «тура» («город», «крепость») и уменьшительного суффикса «чак», соответствующего также уменьшительному суффиксу «ок» в русском языке: «тура-чак» — «город-ок», «маленькая крепость».


МЕСТО НА КАРТЕ

ТУРОЧАК

ИСТОРИЯ СЕЛА ТУРОЧАК

САЛОП - ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ТУРОЧАКА

ТУРОЧАКСКИЙ РАЙОН

Основан в 1840 году.

В 1864 году появились миссионеры и на Турочакской земле, и Турочак вначале назывался Миссией. Была построена церковь.

Турочак. Свято-Никольский молитвенный дом

Настоятель Никольского храма – о.Сергий Хивинцев, награжден правом ношения набедренника.


Село стали называть Турочак, что означало маленькая избушка. Первые поселенцы были – Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоновы, переселенцы в 1900 году Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы.

Малоизвестный факт:

Согласно Списку населенных пунктов Томской губернии 1911 года, стр. 304 ТУРОЧАК входил в состав Кузинской инородческой волости, с волостным центром в селе Паспаул, Бийского уезда. На этот период в Турочаке 30 дворов, 52 мужчин, 35 женщин, 600 десятин земли. В селе есть церковь и училище.


ТУРОЧАКСКИЙ (ЛЕБЕДСКОЙ) район (аймак) первоначально как волость образован 01.06.1922 года. В состав Лебедской волости в 1923 году вошли: Озеро-Куреевская, Алтын-Кольская и Лебедская волости.

В 1933 году Лебедской аймак переименован в Турочакский. На 1935 год в аймаке было 13 сельских советов: Антропский, Артыбашский, Гурьяновский, Дмитриевский, Озеро-Куреевский, Курмач-Байгольский, Каначакский, Кебезенский, Мало-Чебеченьский, Суранашский, Турочакский, Тондошенский, Удаловский.

В 2005 году в состав Турочакского района входили: Артыбашское сельское поселение, Бийкинское с/п, Дмитриевское с/п, Кебезенское с/п, Курмач-Байгольское с/п, Майское с/п, Озеро-Куреевское с/п, Тондошенское с/п, Турочакское с/п.

ЛЕБЕДСКАЯ ВОЛОСТЬ образована 17.06.1920 года. В её состав вошли: АНТОШИНО, АЙМИНСКИЙ, АЙМИНСКИЙ (хут.), АНФЕРОВА, АЛЕМЧИР, АСИНСКИЙ, АБАРТ, АЙДАБА, АЙМИНСКАЯ, АЗАНОВА, АЙДАБА (пасека), БЕДАРЕВА №1 (заимка), БЕДАРЕВА №2 (заимка), БЕДАРЕВА №3 (заимка), БЕЛЬСКОГО, БОЙГОЛЬСКАЯ (с/х организация), БИЙСКИЙ УЧАСТОК, БУРИНСКИЙ, БЕЗСОНОВА, ВОРОБЬЕВО, ВОРОБЬЕВА (пасека), ВЕРХ-СНИНСКОЕ, ВЯТКИНА, ВИКТОРАЕВКА, ГУРЬЯНОВСКИЙ, ДАНИЛКИН АИЛ, ДОЛЖНИКОВА, ДЕВЯТЫЙ, ДАЙБОВА, ЗАВЬЯЛОВСКИЙ, ЗАВЬЯЛОВ, ИВАНОВСКИЙ, ИНГАРИНСКИЙ, КАЗАНЦЕВА, КАЗАНЦЕВА (хут.), КУТЮШЕНСКИЙ, КАЛАНАКОВСКИЙ, КАРАТАГАН, КАЗУЛИНА, КАШЕВАРОВКА, КУРОЧАЙКИН, КУРИТЕЙКИН, КУЛЬТИБА, КАШИРИНА, КАРА-СУ, КРАПОЧЕВА, ЛЕБЕДСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО, ЛУДШАЯ, МИТРОФАНОВА, МОСЕЕВА, МИХЕЕВА, МАЛЬЦЕВА. НЕВЗОРОВА, НИКИТИНА, ОСОКИНСКИЙ 1, ОСОКИНСКИЙ 2, ПОРПОЛОМ, ПОЛЯКОВА, ПЕТРЕС, ИНИЗНАВ, ГОЛУБИ, ПОРОШИНО, ПОПОВА, ПРОКОПЬЕВА, ПЛОТНИКОВА, РЫКОВА, САЙРАЗВА, САНЬКИН, СИВЦОВА, СТРЕТЕЙСКИЙ, ТЮЛЕМСКОЙ, ТОНДОШКА, ТЮМЕНСКИЙ, ТИТОВА, ТЮРЮКТЕЧ, ТАЛОН, ТУРОЧАК, УШТАБИШСКИЙ, УСТЬ-ТЮЛЕТУЕВО, УСТЬ-БАЙГОЛ, УСТЬ-ЛЕБЕДСКАЯ, УСТЬ-СЕЛЕЗЕНЬ, ФИЛОТКА, ФАДЕЕВА, ФИЛИППОВА, ХМЕЛЕВСКИЙ, ЧУГУНА (пасека), ШМЫРЫШКА.

04.05.1923 года Лебедская волость упразднена.

ТУРОЧАКСКИЙ с/с образован 04.08.1920 года в составе Лебедской волости Бийского уезда Алтайской губернии. В 1964 году в состав сходили: ТУРОЧАК, БАЙДАЕВКА (пос.), КАЯШКАН (пос.), КУРУШПА (пос.), ЛЕБЕДСКОЕ (пос.), СТРЕТИНКА (пос.), УСТЬ-ЛЕБЕДЬ (пос.).

В 1972 году: ТУРОЧАК, КАЯШКАН, СТРЕТИНКА, ГУРЬЯНОВКА, СОВЕТСКИЙ БАЙГОЛ, ЛЕБЕДСКОЕ, УСТЬ-ЛЕБЕДЬ, ТЮЛЕМ, КАШЕВАРОВКА.

С 2005 года в Турочакское сельское поселение входят: ТУРОЧАК, КАЯШКАН, СТРЕТИНКА, СОВЕТСКИЙ БАЙГОЛ, ЛЕБЕДСКОЕ, УСТЬ-ЛЕБЕДЬ.


Храм построенный в с. Турочаке на заре ХХ века был миссионерским и неслучайно он был освящен во имя св. Николая Чудотворца. История свидетельствует о том, что первопроходцы-миссионеры, казаки-переселенцы часто брали с собой образ Угодника Божия в трудную дорогу в надежде на благополучное завершение своего путешествия. Алтайские народы, эти дети гор, были наслышаны о скорой и чудной помощи св. Николая еще со времен первых миссионеров – Апостолов Алтая. Даже еще, будучи некрещенными алтайцы с детской простотой призывали святое имя Николая Угодника и получали просимое по чистоте сердечной. Некоторые искренне верили, что это и есть христианский Бог. Переселение русских крестьян на Алтай началось еще со времен вхождения коренного алтайского населения в состав государства российского 16 ноября 1756 года. Началось освоение новых земель, которые вошли в собственность Императорского Двора. Царскую власть на Алтае было доверено представлять лесничим, они же заведовали Кабинетами Его Императорского Величества. Первые миссионеры в окрестностях Турочака появились в 1864 году, их задача была в продолжении дела просвещения алтайских народов светом Христовой истины начатого еще преп. Макарием Глухаревым. В этих красивейших местах по реке Лебедь было множество русских поселений (более 20-ти), жители которых так же нуждались в пастырском окормлении. В полсотни километров от лебедских заимок и деревень в селе Кебезень был к тому времени молитвенный дом и лебедчане, наверняка, посещали его. Само основание села Турочак связано с деятельностью Алтайской Духовной миссией. Миссионерский домик стоял неподалеку от реки Бии на возвышенном берегу среди величавых сосен, и первоначально в нем жили лесник и опекавший миссионерский стан священник-миссионер. Постепенно это место стало осваиваться, теми, кто промышлял сбором живицы, кедровыми орехами, бортничеством, охотой и рыболовством. Само слово «турачак» с алтайского языка переводится как домик или избушка («тура» - дом, с шорского «тура» - город). По одним данным «турачак» означает – «оседлая жизнь», а по другим – окраина. Только в 1870 году в Турочаке местным крестьянином Алексеем Казанцевым был построен первый молитвенный дом-часовня для размещения миссионерской походной церкви св. благ. Александра Невского. Алтайцы тогда селились отдельным поселением на берегу Бии - Затоне, а район близ церкви называли Миссией. Так и говорили друг другу пойдем в Миссию. Постепенно два поселения соединились. В 1896 году в селе образовалась церковно-приходская школа, куда стали приходить учиться дети с ближайших заимок и деревень: Ангаринки, Костенки, Ивановки, большого хутора Андычкина, поселка Кутюш, Завьяловки, Лопатинской заимки, Лебедского и Усть-Лебедского, Юржаловки, Кашеваровки, заимки Самодуровки, Горбачково и Парниковки. Основным предметом в миссионерской школе был Закон Божий. Учительствовал одно время в ней Павел Михайлович Кочеев, затем Александр Семенович Ильтеев. После революции учил детей его родной брат Вениамин Семенович Ильтеев и ближайший родственник Чевалкин. До 1923 года, как пишет в своих воспоминаниях Ф.Е. Тарабанько, в Турочаке сохранялась царская система образования, которая несла культуру и просвещение, как русским, так и коренному населению алтайцам. В 1898 году в Турочаке было всего 7 домов. Первые переселенцы были Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоковы, а с 1900 года – Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы. Храм в селе Турочак был построен в 1901 году на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Алексей Казанцев. Новая церковь была построена на месте сгоревшей часовни и освящена во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца по распоряжению Начальника Алтайской Духовной Миссии Преосвященнейшего Макария (Павлова), Епископа Бийского. До 1907 года Турочакская Никольская церковь была приписана к Кебезенскому Покровскому храму, службы проводились приезжавшим время от времени священником-миссионером Кебезенского отделения о. Ильей Седаков – сыном заштатного псаломщика, Тобольской епархии. Священник Илья Львович Седаков в 1905г. окончил Тобольскую духовную семинарию, а 14 ноября сего же года рукоположен во священника церкви Покрова Божьей Матери и назначен на штатную вакансию священника-миссионера Кебезенского отделения, Алтайской миссии. Куда безотлагательно и прибыл вместе с семьей: женой Марией Михайловной и дочерью Августой. Мария Михайловна считалась образованной женщиной своего времени, окончившая Бийскую женскую прогимназию. В среднем за год о. Илья обращал в христианство из алтайцев до 20 человек. Интересно, что при крещении миссионеры давали новую одежду обращенным в знак очищения души и рождения в новую жизнь со Христом. Отец Илья старался приезжать на все великие праздники и в среднем за год в Никольской церкви им совершалось до 10-ти литургий, как свидетельствует об этом архивный документ за 1906 год. С 1907 года в Турочаке появился постоянный священник-миссионер Николай Степанович Зырянов, в прошлом учитель миссионерских школ с 13-летним стажем. С 1908 года псаломщиком в храме был учитель А.С. Ильтеев. В 1908 году в селении Гурьяновском была построена церковь во имя Рождества Христова. В справочнике по Томской Епархии за 1911 год она значится как приписная к Турочакскому Свято-Никольскому храму. Так же в 1908 году было образовано Лебединское отделение Алтайской Духовной Миссии выделенное из Кебезенского отделения. По великим праздникам к храму стекалось все село: и православные, и некрещеные. Пасху, Троицу и Николин день очень любили праздновать и особо их почитали. На Пасху всем желающим три дня разрешалось звонить во все колокола. От желающих потрезвонить не было отбоя. Особенно отовсюду сбегалась детвора, толпилась около колокольни и с нетерпением, ожидала своей очереди. Вот о чем поведал в своих воспоминаниях детства И.И. Казанцев: «Большой колокол было слышно на всю округу, он был звучный, и от неожиданного его удара я упал со страху, когда мальцом, пробегал мимо церкви». В честь великих праздников совершались крестные ходы, с заходом в дома прихожан, для совершения обряда христослава и чествования Божьих угодников, а так же, крестные ходы совершались и в ближайшие к Турочаку селения – в заимки по рекам Лебедь и Байгол, в села: Сретенку, Костинку, Ивановку, Гурьяновку и другие. Общее число дворов в них составляло около 150 с населением более 1000 человек. Достаточная численность прихожан, позволяла иметь церковного старосту. Первым старостой Никольской церкви был утвержден 42-летний неграмотный крестьянин Енисейской волости Уар Иванович Полосухин. На этой должности его сменил Иван Петрович Кобелев. Он же пономарил и сторожил в храме, ухаживал за цветами в палисаднике, приводил в порядок могилки, что были при храме. Возможно, среди этих захоронений была и могила первого миссионера, с чьим именем связано появление Турочака. Палисадник находился между храмом и двухэтажным миссионерским домом. Анастасия Михайловна Инерекова вспоминает: «В палисаднике около церкви росли черемуха и кедры больших размеров. Когда мы были детьми, то остерегались сбивать шишки или рвать ягоды – боялись этим обидеть Бога, а если кто и срывал – тут же, просил прощения». В двухэтажном миссионерском доме размещались квартира священника, просфорная и школа. Турочакская миссионерская школа, открытая в 1896г., располагалась на первом этаже и содержалась на средства миссии. Преподавание предметов велось на русском и алтайском языках. В среднем ней обучалось до 20 учащихся, так в 1905-1906 учебном году в школе обучалось 10 мальчиков и 8 девочек. Практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, а так же, совместное обучение русских и алтайских детей. Кроме миссионерской библиотеки в школе при содействии миссионерского отделения организована своя собственная школьная библиотека. Книжный фонд данной библиотеки, составлял до 85 томов. Единственная школа с попечительским советом. Известны имена первых учителей Турочакской миссионерской школы – Мария Порфирьевна Введенская и Павел Михайлович Кочеев. Павел Михайлович, сын инородца, обучавшийся в Алтайском Катехизаторском училище. В 1906г. начальником миссии он определен учителем в село Турочак Кебезенского отделения, куда и поселяется вместе с женой Марией Алексеевной. После революции церковная жизнь на селе еще сохранялась, но не долго. Постепенно и до этих горных мест добралась безбожная Иродова власть. Священнослужителей начали не только притеснять, но и физически уничтожать. Кровь новомучеников обагрила Алтайскую землю. Так, в Санькином аиле, на пороге своего дома был убит из ружья священник-алтаец, пьяным лиходеем. В Турочаке священника Никольской церкви утопили в реке Бия. Приблизительно с 1922-27гг. последний, кто из священников совершал богослужения в Никольском храме – о. Захарий (Лебедев), репрессирован по линии НКВД, как и церковный староста И.П. Кобелев. В 1930 году 13 февраля был арестован бывший церковный староста Ефим Иванович Казанцев с сыном Ильей. Оба расстреляны 5 марта 1930 года. Множество крестьянских хозяйств по реке Лебедь было разорено, крестьяне раскулачены и сосланы за пределы Ойротской автономной области (так тогда назывался Алтай). Тяжелые тучи нависли над некогда благословленной Богом землей. Церковь в Турочаке закрыли еще в 1928 году. Это происходило при большом стечении народа, само здание не пострадало – безбожники ограничились лишь тем, что снесли кресты (символ духовной власти). Обезглавили церковь значительно позже, полностью снеся купол и колокольню, чтобы не напоминали собой о той «темной дореволюционной» жизни. После закрытия церкви в ее помещении располагалась опорная начальная школа, давшее начало новому атеистическому образованию и воспитанию. Позже для начальной школы было построено новое двухэтажное здание, а в бывшем храме поместилась редакция районной газеты «За коммунизм», затем здание использовали под столярную мастерскую. В конце 70-ых - начале 80-ых одно из самых старых построений села – здание церкви было разрушено. Из добротных еще церковных бревен построили дом, который в одно время послужил как складское помещение, в другое – как конюшня. На том месте, где стоял храм, какое-то время находилась контора «Союзпечать». Сейчас там стоит телеграф. На более чем полвека лишились турочакцы церковной жизни. Старушки все же собирались в одном доме благочестивой женщины («молельный дом» этот сохранился до наших дней) и читали акафисты и Псалтырь, тем самым сохраняли огонек веры в своих сердцах. В 1993 году дом на окраине, что был построен из бревен разрушенного Никольского храма, был передан районной администрацией общине верующих. Вспоминая это событие, нельзя не сказать несколько добрых слов о прот. о. Иоанне Лопатине, ныне покойном (17 мая 2001 г.) и похороненного близ алтаря храма, в котором служил по мере сил в первое время. Отец Иоанн прожил 89 лет, будучи юношей, перенес страшное время - репрессию 30-х годов, когда раскулачивали их крестьянскую семью на Лопатинской заимке и ссылали в лагеря. Восемнадцать лет батюшка провел на каторжных работах, сплавляя лес по Ангаре. Там же на спецпереселениях познакомился и женился на своей будущей матушке Пелагие. Уже после ссылки в середине 50-х годов он принял священнический сан и в продолжение 30-ти лет служил в различных храмах Сибири и Казахстана. Последствия ссылки, где батюшка подорвал свое здоровье, все чаще и чаще давали о себе знать через тяжелые болезни. Немощным старцем он вернулся к себе на родину в село Турочак, где и жил последние годы, оставаясь заштатным священником. Именно о. Иоанн положил начало возрождению церковно-приходской жизни на селе. Первая Литургия после длительного перерыва была совершена на Праздник Покрова Божией Матери. Храм был освящен в честь этого праздника. Как и в начале века, 6 лет в Турочакской церкви не было постоянного священника. На большие праздники приезжали послужить батюшки из Горно-Алтайска, Маймы, Чемала и Кебезеня в возрождающийся храм, в котором и до сего дня находится большая святыня – антиминс последнего Епископа Бийского Иннокентия (Соколова). Милостью Божией по Архиерейскому благословению в 1999 году в Турочак был направлен священник Сергий Хивинцев, рукоположенный в сан священника в Покровском соборе г. Барнаула на Вечере к Рождеству Христову. А на само Рождество состоялась первая священническая служба о. Сергия - он сослужил соборно с другими священниками Рождественскую Божественную Литургию, которую совершал Преосвященнейший Антоний первый Епископ Барнаульский и Алтайский, приснопоминаемый ныне. В юбилейный 2000 год Владыка Антоний посетил с. Турочак с целью освящения места под строительство нового храма в центре села. По совершении Божественной Литургии Владыка благословил вернуть храму на окраине села его прежнее имя, а новый храм, который будет построен с помощью Божией, освятить в честь Покрова Божией Матери.

  • В 1930 году в селе стал работать радио – узел. • В 1933 году была построена школа за счёт населения.
  • В 1934 году был организован 5 класс.
  • В 1936 году была введена семилетняя программа обучения. После окончания семилетки учащиеся направлялись работать учителями.
  • В 1938 году была восьмилетняя школа.
  • В 1939 году был открыт девятый класс, и построено двухэтажное здание школы.
  • В 1940 году открыт десятый класс.
  • В 1941 году был первый выпуск десятиклассников. Выпускниками были: Неверов Петр, Дьяков Николай, Агапитов Иван, Бевзюк Юлия, Озерных Таисия, Михайлова Елена, Трофимов Алексей.
  • В 1935 году пришла первая машина.
  • В 1936 году было организовано приисковое управление, которое было упразднено в 1947 году.
  • Первая электростанция с паровым двигателем начала свою работу в 1936 году.
  • В 1938 году в районе имелось одно «Телецкое» лесничество.
  • В 1938 году прилетел первый самолёт По-2.
  • В 1938-39 году началось строительство шоссейной дороги до города Бийска.
  • Первое звуковое кино жители Турочака увидели в 1938 году.
  • В 1938 году было организовано издание газеты «За коммунизм».

Турочак расположен на левом берегу реки Бии. Село со всех сторон как бы прижато к берегу реки стеной леса, обрамляющей его с трёх сторон. В километре за селом, с востока подходит река Лебедь. На юго-западе от села возвышается гора Салоп. Прекрасный смешанный хвойный лес, красивые окрестности, чистый прозрачный воздух, хорошая рыбалка, разнообразная охота – хорошее место для поселения. Недалеко от Турочака по реке Лебедь было найдено месторождение золота. Широко распространены известняки. Коренное население – алтайцы. Переселение русских крестьян на Алтай началось вскоре после добровольного вхождения алтайцев в состав русского государства. Интенсивное заселение Алтая началось с 1879 года. В 1864 году появились миссионеры и на Турочакской земле, и Турочак вначале назывался Миссией. Была построена церковь. Село стали называть Турочак, что означало маленькая избушка. Первые поселенцы были – Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоновы, переселенцы в 1900 году Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы. В период Столыпинской реформы переселение на Алтай усиливается. По официальным подсчётам в Алтайский край за одно пятилетие (1907-1911г) переселилось более 500000 человек. Горно-Алтайская область и Турочак входили в состав Бийского уезда. Население занималось лесосплавом, охотой, заготовкой кедрового ореха, скотоводством, собирали калину, черёмуху и другие ягоды и всё обменивали на хлеб, так как пшеницу почти не сеяли. Землю обрабатывали обылом и деревянными сохами. Работали, как правило, у богатых подрядчиков. Заработка едва хватало на скудное пропитание семьи. Грамотных людей было мало. В 1915 году в Горном Алтае находилось 76 учителей. Порой они совмещали обязанности учителя, священника и псаломщика. До советской власти на территории района была одна церковно-приходская школа. На весь Горный Алтай имелась одна больница в Улале и фельдшерские пункты в Онгудае и Озеро-Куреево с полуграмотными работниками. Эти медицинские учреждения в малейшей степени не могли удовлетворить запросы населения. К тому же медицинское обслуживание было платным. Поэтому единственными «целителями» больных являлись знахари и шаманы. В 1896 году открыта в Турочаке школа. Это была церковно-приходская школа, в которой в основном изучали Закон Божий. К 1914 году грамотными были: Потомкина Клавдия Леонтьевна и Ильтеева Александра Леонтьевна. К ним приходили люди за 20-30 км из других сёл, чтобы прочесть письмо. Первым председателем Турочакского сельсовета был Казанцев Константин Яковлевич, секретарём - Стенин Михаил Алексеевич.

В 1921 году бывшая Алтайская волость Бийского уезда Томской губернии была преобразована в Горно-Алтайский уезд с подчинением Алтайскому ГубРевКому. В ноябре 1923 года произведено районирование волостей: Лебедской, Озеро-Куреевской, Алтын-Кёльской в окружную волость – Лебедскую волость с центром в селе Турочак. А позднее Лебедская волость была преобразована в Турочакский район. В 1921 году образовалась партийная ячейка. Первыми коммунистами были: Воробьёвский Антон Ильич, Кобелев Антон Петрович, Малых Николай, Потомкина Клавдия Леонтьевна, Иванов, Шорин, Вдовин, Красильников – секретарь. А первыми комсомольцами были: Курочкин Алексей, Пётр Малышев, Филипп Резников, Учаева Татьяна, Агния Оврова, Костя Лебедев. Пионерская организация была создана в Турочаке в 1921 году. Первой пионеркой была Малых Елизавета Дмитриевна. Первым председателем колхоза был Антон Петрович Кобелев. Колхоз назывался «Трудовик». (с 1946 года – «Большевик». С 11.12.50 года – «Имени Сталина»).

Мирный созидательный труд был прерван с началом страшной войны. В жизни нашей страны начался новый период Великой Отечественной Войны, самый трудный и в тоже время самый героический. По данным Турочакского райвоенкомата числится призванными в период Великой Отечественной Войны 5933 человека с района, 2165 человек не вернулись с фронта. В период войны было награждено орденами и медалями 2683 человека. 5 воинов нашего района за героические подвиги удостоены высокого звания – Героя Советского Союза: Трофимов Н.И., Осипов И., Маскаев М.Ф., Морозов Л.И., Боляев Я.И. в честь которых названы улицы села.

Просмотры
Личные инструменты