СЫСОЕВ Илья Иванович

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Версия от 17:16, 1 июля 2020; Elena (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Сысоев Илья Иванович
Сысоев Илья Иванович
Сысоев Илья Иванович
Сысоев Илья Иванович

(1892-1963) Дата рождения: 31.07.1892. Место рождения: Омская обл., Тарский р-н, с. Копьевское

Окончил Омскую центральную фельдшерскую школу (1908-1912), работал фельдшером сельской больницы в Курганском уезде (1912-1914). Участник 1-й Мировой войны, военный фельдшер (1914-1918). Участник гражданской войны, медицинский фельдшер Спасского партизанского отряда (Западная Сибирь). Возглавлял борьбу со свирепствующей здесь эпидемией тифа (1920-1921). Член ВКП(б) - С 1920).

Окончил медицинский факультет Томского университета (1925). После окончания университета работал в г. Канске зав. Уздравом (1925).

В Ойротии с 1925 года. Зав. Ойротским облздравотделом (10.09.1925-1928).

Зав. Барнаульским Окрздравом, член. Барнаульского горсовета (1928-1930).

Директор Томского Физико-технического института (ФТИ) - (1930-1931).

Доцент кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Омского мединститута (с 1930).

Зав. Новосибирским Горздравом (1931-1932) и одновременно ассистент кафедры социальной гигиены Института усовершенствования врачей (1931-1932).

Директор - ректор Омского мединститута (1932-1938). Открыл первый в Сибири и Дальнем Востоке педиатрический факультет (1932), институт был реорганизован в двух-факультетный: лечебно-профилактический с терапевтическим и хирургическим отделениями, и факультет охраны материнства и младенчества.

Подвергся репрессиям, объявлен врагом народа (1938). Вынужден был уехать из Омска.

Декан II-го медицинского факультета, зав. кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения Симферопольского мединститута (1939-1941).

Призван в РККА в 1941 г. Армейский эпидемиолог 51 А (1941-1943). (до окт. 1941 – 51-я Отдельная армия) в составе Южного, Закавказского (ноябрь 1941), Кавказского, Северо-Кавказского (май-авг. 1942), Сталинградского, Юго-Восточного (авг.-сент. 1942) и вновь Сталинградского фронтов. В последующем был начальником ИГ-849 13 А на Центральном (янв.-сент. 1943), Воронежском и (нояб. 1943 – февр. 1944) 1-м Украинском фронтах. Руководил противоэпидемической службой армии в боях 1941 г. на юго-западном направлении, в Керченско-Феодосийской операции и Сталинградской битве. Возглавлял военный госпиталь в Курской битве и битве за Днепр. Уволен из ВС в 1944 г. Подполковник мед. службы.

После войны вновь возглавил кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения Симферопольского мединститута (1945-1963). Профессор, автор более 40 научных работ. Награжден орденами Красной Звезды (1944), Отечественной Войны и несколькими медалями.

Похоронен в г. Симферополь (1963).

Архивный документ

Врачи - участники ВОВ

Архивный документ: Награждение орденом Красной Звезды (1944)

Фото предоставил: Таскаев Иван (г. Омск).


ВУЗЫ ГОРОДА ОМСКА В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Пиляева Н.П.

В 1930-х гг. в Омске существовало 14 высших учебных заведений: Омский институт сельского хозяйства, Институт организации территории, Институт зернового хозяйства, Институт молочного хозяйства, Омский ветеринарный институт, Омский медицинский институт, Вторая Западно-Сибирская высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, Сибирский автомобильно-дорожный институт, Сибирский астрономо-геодезический институт, Омский педагогический институт, Сибирский институт инженеров транспорта, Тюменский педагогический институт, Омский институт усовершенствования учителей, Учительский институт. Вузы, созданные в Омске до 1930 г., выросли в крупнейшие вузы Сибири. К этому времени они уже имели свою материально-техническую базу, преподавателей и опыт научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы. Для индустриализации и развития народного хозяйства требовалось все больше квалифицированных кадров, поэтому на протяжении 30-х годов ХХ в. создаются новые высшие учебные заведения, в том числе и в г. Омске. В 1930-е годы при наборе в вузы строго соблюдался классовый принцип: большинство зачисленных были выходцами из рабочих и крестьянских семей. Детям же кулаков, торговцев, священнослужителей и репрессированных путь в институты был закрыт. Профессорско-преподавательский состав, рабочие и служащие институтов, студенты подвергались проверке на идеологическую устойчивость. Увольнению и отчислению из вузов подлежали так называемые чуждые элементы (за антисоветскую агитацию, службу в белой армии, за протаскивание чуждой идеологии, за «троцкизм», если выявлялось, что родственники были офицерами, ссыльными, священнослужителями). В качестве примера можно привести директора Омского педагогического института А.С. Сливко. Он был обвинен в «засорении» института троцкистами, классово чуждыми студентами (Бударин М.Е. Служение школе // Забвению не подлежит: книга памяти жертв политических репрессий Омской области. Т. 7. Омск, 2003. С. 415-416.). Директор Омского медицинского института И.И. Сысоев был объявлен врагом народа, «чисткам» подвергались также сотрудники и студенты Омского сельскохозяйственного института, Сибирского автомобильно-дорожного института, Омского ветеринарного института. Разнообразие научных интересов преподавателей, а также потребности бурно развивающегося народного хозяйства в научном обосновании способствовали развитию научно-исследовательской работы в вузах. Значительно возросло в 30-е годы ХХ в. финансирование научной работы в омских вузах. Средства использовались на многочисленные научные экспедиции, научные командировки, издание трудов, приобретение оборудования. Ученые внесли значительный вклад в сельскохозяйственную, техническую, медицинскую науки, сделали ряд важнейших открытий, изобретений, теоретических разработок и производственных предложений. Профессора, доценты, преподаватели, ассистенты и аспиранты публиковали свои работы в различных изданиях. Постановлением ЦИК СССР «Об учебных программах в высшей школе и техникумах» от 19.09.1932 г. для всех поступающих в вузы были введены вступительные экзамены, а для оканчивающих – сдача государственных экзаменов или дипломных работ, а по постановлению ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой» от 23.06.1936 г. к высшим учебным заведениям предъявлены новые, более высокие требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных кадров. В свете постановления вводился устав высшей школы, новые стабильные учебные планы и программы (КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М., 1963. С. 25). Основными формами учебной работы в высших учебных заведения г. Омска в 1930-е годы были лекции профессоров и доцентов. Проводились практические занятия в лабораториях, кабинетах и мастерских под руководством профессоров, доцентов и ассистентов. Студенты проходили учебную и производственную практику, вели самостоятельную работу. Научные работники и студенчество были вовлечены в социалистическое соревнование и ударничество. Студенты, преподаватели и служащие институтов участвовали в уборочных и посевных кампаниях. В вузах создавались оркестры, хоры, спортивные секции, кружки самодеятельности, выходили стенгазеты, проводились вечера. Особо поощрялись отличники учебы, институты в качестве поощрения проводили экскурсии отличников учебы в различные города страны, им выдавались бесплатные путевки в дома отдыха, организовывалось бесплатное посещение ими театров и кино (ЦДНИОО. Ф. 2236. Оп. 1. Д. 8. Л. 44). Результаты работы высших учебных заведений к концу 30-х годов ХХ в. значительно улучшились, по сравнению с прошлыми годами, увеличилось количество отличных и хороших оценок, укрепилась дисциплина среди студентов и профессорско-преподавательского состава, выросло качество лекций, улучшилась постановка воспитательной и культурной работы со студентами.

Научный руководитель: ХРОМЕНКОВА Н.И., доцент, кандидат исторических наук

Просмотры
Личные инструменты