Казахи в Горном Алтае

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] Статьи на тему заселения казахов в Горный Алтай

[править] О.В. Боронин Алтайский государственный университет, А.Ю. Быков Санкт-Петербургский государственный университет

Современный уровень этноконфликтного потенциала, определяющийся в значительной мере взаимным восприятием, укоренившимися стереотипами и прочими факторами, казахов и алтайцев имеет глубокие исторические корни, истоки которых относятся к середине XVIII в. Воспользовавшись дестабилизацией ситуации в Горном Алтае в результате цинской агрессии против Джунгарского ханства, в состав которого входила значительная часть Горного Алтая, казахские отряды начали осуществлять грабительские набеги на аилы и кочевья алтайцев. Первые нападения казахов на алтайские волости произошли зимой 1757–1758 гг., о чем в марте 1758 г. сообщил сибирскому губернатору командующий сибирскими оборонительными линиями Фрауендорф. В своем донесении командующий отмечал, что небольшие казахские отряды численностью от 30 до 100 чел., переходя через Иртыш в обход русских крепостей и форпостов, нападают на алтайские кочевья по прямому указанию султана Среднего жуза Аблая. Набеги казахов на кочевья алтайцев усилились осенью 1758 г., когда в Горный Алтай вторглись пятитысячный отряд старшины Барака и четырехтысячный отряд старшины Кошкарбая. Во второй половине октября 1758 г. русским властям стало известно о том, что казахи разгромили волость алтайского старшины Менко, кочевавшую по реке Катунь, перебив мужчин и уведя в плен женщин и детей. В январе 1759 г. командующему на сибирских оборонительных линиях стало известно, что трехтысячный казахский отряд, следуя из Горного Алтая, переправился через Иртыш, ведя с собой большое количество пленных алтайцев. Выяснилось также, что половина казахского войска осталась зимовать в горах Алтая и продолжает грабежи и погромы местного населения. Не владея, видимо, информацией о принятии алтайцами российского подданства, 8 января 1759 г. старшина Кошкарбай лично прибыл в Семипалатинск и в подробностях рассказал русским властям о своем походе. Из его рассказа стало известно, что, вторгнувшись в Горный Алтай, казахи разделились на сотни и неожиданно напали на алтайские аилы, «кои разбивали и полон брали». По словам Кошкарбая, ему удалось пленить не менее 300 алтайцев. Только в волости старшины Менко казахами было захвачено в плен 17 семей. Ведя военные действия против алтайцев в январе-феврале 1759 г., Кошкарбай ограбил волости зайсанов Кокшина и Намыкая, преследуя которые казахи вплотную приблизились к Бийской крепости. По утверждениям самих казахов, во время «зимней кампании» 1759 г. им удалось захватить в плен до полутора тысяч алтайцев. Алтайцы, как могли, оказывали сопротивление казахским набегам. Во время одной из вооруженных стычек были убиты Кошкарбай и один из его сыновей. В ответ на постоянные просьбы алтайцев защитить их от набегов казахов, русские власти весной 1759 г. предприняли определенные меры безопасности. Командующий сибирскими оборонительными линиями Фрауендорф в апреле 1759 г. направил султану Аблаю послание, в котором уведомлял о факте принятия алтайцами российского подданства, в связи с этим требовал прекратить казахские набеги в Горный Алтай и вернуть пленных алтайцев. К посланию был приложен реестр с указанием 219 пленных, имена которых удалось выяснить. В ответ на требования русских властей, Аблай заявил об отсутствии в его кочевьях пленных алтайцев. В то же время, казахи, приезжавшие для торговли к Шульбинскому заводу, прямо говорили, что следующей зимой они вновь намерены выступить в поход в пределы Горного Алтая.

Во время зимнего похода 1760 г. казахи во главе с батыром Бараком вторглись в Чуйскую долину на юге Горного Алтая, где имели свои кочевья русско-китайские двоеданцы, а также в волость зайсана Чадака, состоявшую в подданстве цинского Китая. Разграбив аилы чуйцев и захватив около 100 пленных, Барак начал преследование волости Чадака, которая отступила на территорию Цинской империи, в бассейн реки Кобдо. О вторжении казахов в пределы Китая улясутайский цзяньцзюнь доложил в Пекин, испросив при этом разрешения совершить ответный поход против казахов. Однако император Хунли своим указом ограничился распоряжением направить к казахам Среднего жуза ведомства султана Аблая посольство для прояснения ситуации. В результате цинским властям стало известно, что вторжение батыра Барака в район Кобдо действительно имело место. Хунли направил Аблаю ультиматум с требованием прекратить набеги на волость Чадака, вернуть пленных и награбленное имущество. В противном случае император угрожал казахскому султану военным походом. Испугавшись войны с Цинами, казахи прекратили набеги на волость зайсана Чадака и даже отправили в Китай посольство во главе с султаном Юлбарсом с уведомлением об «ошибочности» их действий в связи с незнанием о китайском подданстве Чадака и о том, что больше не будут совершать враждебных действий.

Позиция Пекина, таким образом, способствовала прекращению казахских набегов в Алтайские горы. Главную роль в приостановке враждебных действий казахов в отношении алтайцев сыграло строительство в начале 1760-х гг. Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и Бухтарминского укрепления при впадении в Иртыш реки Бухтармы, что позволило русским властям повысить эффективность защиты алтайцев от агрессивных действий со стороны соседних народов. Однако даже и эти действия не смогли предотвратить грабительских набегов. Например, в 1833 г. из отогнанных с пограничных линий казахами 2833 голов скота удалось вернуть лишь 816 животных. Согласно полевым этнографическим материалам Л.И. Шерстовой, воспоминания о казахских набегах в Горный Алтай 1758–1760 гг. живут в народной памяти алтайцев по сей день, и среди них из уст в уста передается предание о батыре Кошкарбае, его набегах на алтайские аилы, грабежах и уводе алтайцев в неволю.

Конечно, нельзя все контакты казахов и алтайцев свести к исключительно конфликтным отношениям. В 1763 г. в Коллегию Иностранных дел поступило «Известие», в котором сообщалось, что «киргис касак (так именовались казахи российскими властями) с соседними им народами и торгуют и дерутся». Вместе с тем экстенсивное скотоводство в совокупности с приростом народонаселения предопределяли столкновения номадов за территории кочевий и иные источники жизнеобеспечения. В частности, среди казахов усиливалась внутриэтническая (межродовая) борьба, в том числе за пленных рабов, продававшихся позднее в Среднюю Азию. В том же «Известии» сообщалось, что «между самими киргис-кайсаками у одного рода с другим происходили за них (пленников) драки и убивства». Владения алтайцев представлялись казахам достаточно легкой добычей, поэтому, на наш взгляд, доминирующими отношениями между казахскими и алтайскими родами в тот период являлись именно конфронтационные межэтнические связи.

Начиная с 30-х гг. XIX в., отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая. Во второй половине XIX столетия миграционное давление казахов в Горном Алтае стало для коренного населения весьма ощутимым. В 1866 г. группа казахов обосновалась в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. Приняв православие, казахи осели в селах Черный Ануй и Тадрала. Они стали самовольно занимать кочевые угодья алтайцев 2-й, 3-й, 4-й и 6-й дючин, угонять скот, грабить ясачное население. В связи с этим алтайцы неоднократно ходатайствовали перед властями о выселении казахов, однако последним удалось прочно осесть на новом месте, значительно стеснив при этом хозяйственную нишу коренного населения.

Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей численностью до 1000 кибиток прикочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь Горного Алтая. Пришельцы сразу же повели себя агрессивно, угоняя скот, разоряя и захватывая кочевья алтайцев. В это время русским властям предпринимались определенные шаги, вплоть до применения вооруженных действий, с целью защиты интересов алтайцев. В частности, удалось отбить у казахов более 1100 угнанных лошадей и вытеснить большую часть киреитов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталась в Чуйской долине. Кирейские роды Кобеш и Джелкаши обратились к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуи, обещая жить мирно. Разрешения на этот счет не последовало, но и действенных мер к выселению казахов за пределы Горного Алтая – тоже. Несмотря на свои обещания властям не предпринимать агрессивных действий в отношении алтайцев, казахи-киреиты, являясь подданными Цинской империи, продолжали насилия и грабежи коренного населения Чуйской степи, занимая лучшие алтайские кочевья. Жалобы алтайцев властям на этот счет оставались без последствий. В Чуйской долине российская власть была представлена одним урядником, находящемся в Кош-Агаче, который не мог предотвратить бесчинств со стороны казахов. Держать же на Чуе воинскую команду власти считали нецелесообразным.

В конце 1880-х гг. в Чуйскую долину переселились казахи из рода Сарыкалдака. В 1893 г. на Чую прикочевало порядка 100 кибиток казахов Чингистайского рода. В отличие от киреитов они являлись российскими подданными и были приписаны к волостям Семипалатинской области. Однако и эти пришельцы вели себя на Чуе весьма агрессивно. Их появление повлекло за собой дальнейшее стеснение алтайцев «в зверопромышленности и в сборе кедровых орех». На этот раз русские власти приняли соответствующие меры, и большая часть казахов была выдворена в 1894 г. за пределы Горного Алтая. Однако часть из них, как и ранее часть киреитов, сумела закрепиться на Чуе. По переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пастбищными угодьями. Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями, подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены из пятидесятикилометровой зоны вдоль российской границы.

В начале XX в. преступный промысел по угону скота (псевдо-барымта) казахами у алтайцев принял особо крупные размахи. Наиболее активным в этом плане был сын Сарыкалдака, зайсан Абдульдо Кальдеке, который со своими людьми занимался не только кражами скота у алтайцев, но и его перепродажей. Абдульдо наладил перегон ворованного скота в Монголию. Следует отметить, что и алтайцы в отношении казахов часто поступали подобным же образом.

К 1917 г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основным этническим массивом позволили казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая. Эта конкуренция нередко во второй половине XIX – начале XX в. принимала формы межэтнической конфронтации. К сожалению, опыт исторических контактов полиэтничного населения юга Горного Алтая имеет негативное влияние на современную межэтническую ситуацию в Чуйской степи. Все это в итоге способствует повышению этноконфликтного потенциала в регионе. Поэтому необходимо предпринимать действенные меры по «приглушению» и постепенной ликвидации «негативных пятен» в исторической памяти алтайцев и казахов, населяющих южные районы Горного Алтая. Эти меры должны предприниматься прежде всего в области образовательной и культурной политики. Год Казахстана в России, безусловно, является наиболее подходящим временем для подобного рода действий. Глубокое знакомство с лучшими традициями и обычаями, проведение совместных культурных, спортивных, образовательных мероприятий под лозунгом «Наш общий дом – Алтай», историческая апелляция, заостренная не на конфликтности, а на общности тюркского происхождения, многовековой традиции совместного проживания в едином евразийском пространстве должны служить не только выработке взаимной толерантности, но и укреплению дружеских отношений между алтайцами и казахами.

[править] Кушнерик Римма Арнольдовна - доцент, кандидат исторических наук

Формирование казахского населения Горного Алтая происходило в течение второй половины 18 – начале 20 вв. Казахи также как алтайцы имеют глубокие исторические корни своего происхождения и относятся к тюркским народам. Первое появление казахов в алтайских волостях относится к середине 18 века. Это было связано с нападением Цинской армии на Джунгарию. После разгрома Джунгарии российское правительство столкнулось с мощным миграционным движением казахов. Казахские отряды осуществили ряд набегов на аилы и кочевья алтайцев. Враждебные действия казахов против алтайцев были прекращены благодаря строительству в начале 1760-х гг. Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и Бухтарминского укрепления при впадении в Иртыш реки Бухтармы. С 30-х гг. 19 века отдельные группы казахов стали эпизодически предпринимать попытки переселиться на территорию Горного Алтая. Уже во второй половине 19 века миграционное давление казахов для алтайцев стало ощутимым. Казахи начали селиться в Черно-Ануйском стане Алтайской духовной миссии. В дальнейшем они стали самовольно занимать кочевые угодья алтайцев. Весной 1879 г., перейдя российско-китайскую границу, группа казахов из рода Кирей прикочевала из Западной Монголии в Чуйскую степь и плато Укок, которые формально не являлись российскими подданными. Русским властям с целью защиты интересов алтайцев удалось вытеснить большую часть казахов в пределы Цинской империи. Однако часть казахов осталась в Чуйской долине и обратилась к русским властям с просьбой разрешить им кочевать в районе реки Чуи, обещая жить мирно. К 1917 году на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощи и сохранение родовых связей позволило казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая.

[править] Материалы с сайта Укок-Тур

В настоящий момент Кош-Агачский район Республики Алтай, на территории которого находится плоскогорье Укок, помимо алтайцев-теленгитов населяют и казахи. Кратко опишем появление их в этих местах. Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов. Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе Чуйской степи. В это время плоскогорье Укок становится зоной контактов, миграционным коридором, местом перекочевок из Северо-Западной Монголии в Чуйскую степь и в Прииртышье. Вдоль главной реки плоскогорья Ак-Алахи пролегала тропа, по которой шли купеческие караваны в Кобдо и на Бухтарму. Первые упоминания о казахах в Чуйской степи относятся к 70 годам XIX века. В конце 19 века земли на Укоке и Колгутах были отведены казахскому роду сарыкалдыков. Топографическая экспедиция Е.Шмурло в 1898 году зафиксировала на плоскогорье Укок около 140 кибиток казахов, принадлежавших к родам чингистай, дэвлетов (деулетов), сарыкалдыков, которые перемещались зимой в Колгутинскую долину. Южные границы Алтая никогда не относились к спокойным с точки зрения этнических миграционных процессов. Так, в 1913 году сразу тысяча казахских аилов, скрываясь от преследования на территории Монголии, переселились в Чуйскую степь. В 20-х годах нашего века в район Джазатора и Укока переселяются алтайские роды из Уймонской котловины. Динамика демографических процессов, отражающая увеличение числа казахов на территории Кош-Агачского района, такова: в 1927 году казахов было 2175 человек; в 1939 - около 3000; а по данным на 1989 год - 9000 человек. В настоящий момент казахское население составляет свыше 50% от всего населения Кош-Агачского района. Вторым по величине, свыше 40%, является алтайский и теленгитский этнос. Славянские народы, главным образом русские, монголы и другие народности мало представлены в южных районах Алтая. Однако они, неся культуру крупных этнических групп, также оказывают заметное влияние на общекультурную ситуацию в районе.

Просмотры
Личные инструменты