Уймонский, Чемальский, Кебезенский тракты

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

[править] УЙМОНСКИЙ, КЕБЕЗЕНСКИЙ, ЧЕМАЛЬСКИЙ ТРАКТЫ

Основные направления конных троп единого трансалтайского миграционного и торгового пути, связывающего Верхнее Приобье с Китаем, Монголией и Средней Азией, окончательно оформились в эпоху средневековья. Все они начинались у истоков Оби, в районе слияния Бии и Катуни, где находилась единственно удобная на десятки верст округи "плавежная" переправа.

Первое направление шло по правобережью Бии до Телецкого озера, затем по долинам рек Чулышмана, Башкауса и Тобожока стремился на юг, выходя в долину реки Чуя, а далее через Кош-Агачскую степь и Ташантинский перевал в районы Северо-Восточной Монголии.

Второе вело к горам Алтая через «плавёжную» переправу и далее вдоль левого берега Катуни до переправы Кор-Кечу. Здесь одна тропа уводила на правый берег Катуни и через Сальджарский перевал к долинам Ини и Чуи, по правобережью которой достигала Кош-Агача.

Другая тропа уходила на запад и через Ябоганский перевал спускалась в Усть-Канскую степь, откуда шла вниз по течению Чарыша на юго-запад.

Третий путь пролегал по низкогорью северо-запада Горного Алтая, тянулся через водоразделы Ануя и Чарыша, через бассейн верхнего Иртыша и доводил до северо-западных провинциях Китайского царства (современная провинция Синцзян), сливаясь с ведущими в Среднюю Азию караванными тропами Великого шелкового пути.

Таким образом, в начале 20 века территория Горного Алтая покрылась сетью внутренних путей сообщения, что, несомненно, способствовало оживлению торговли и развитию экономики региона.


[править] УЙМОНСКИЙ тракт

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЙМОНСКОМУ ТРАКТУ (1914)

Уймонский тракт имел общую протяженность 325 версты. Дорога проходила по лучшим в земледельческом отношении местностям Горного Алтая. На этом пути находились села СМОЛЕНСКОЕ, АЛТАЙСКОЕ, КУЯГАН, ТОУРАК, ЧЕРНЫЙ АНУЙ, КЕЛЕЙ, УСТЬ-КАН, КЫРЛЫК, АБАЙ, КРАСНОЯРКА, УСТЬ-КОКСА, НИЖНИЙ УЙМОН и КАТАНДА. Конечный пункт - КОШ-АГАЧ.

От КАТАНДЫ шла горная вьючная тропа по левому берегу Катуни до урочища СООК-ЯРЫК. Здесь следовала паромная переправа через Катунь.

Также существовал другой вариант, от Катанды в устье речки Кураган существовала паромная переправа через реку Катунь, и далее тропа шла правым берегом Катуни, пересекала реки Кучерла и Аккем, выходила на реку Аргут.

До устья р. Тополевка (р. Карагем) тропа шла вверх берегом Аргута. Семейство богатых крестьян Ошлыковых устроило за свой счет большой мост через реку Аргут, израсходовав на его возведение почти 6 тыс. руб. Другой вариант предполагал переправу товаров через Аргут лодками (в районе впадения речек Куркуре и Курусай), а лошади переправлялись через реку вплавь.

Далее тропа шла вверх по долине реки Карагем, пересекала горный перевал Южно-Чуйского хребта, далее по речкам Джело и Чаган Узун торговцы добирались до КОШ-АГАЧА.

Уймонский тракт был проложен силами местного населения. Крестьяне окрестных деревень ежегодно проводили его ремонт.

[править] КЕБЕЗЕНСКИЙ тракт

КАРТА БИЙСКОГО УЕЗДА 1911 ГОДА

КАРТА 1949 ГОДА

НА АЛТАЙ К ТЕЛЕЦКОМУ ОЗЕРУ (путевой очерк - 1930 год)

Вторым по протяженности был Кебезенский тракт (181 верста). Он также начинался в Бийске, проходил через села ВЕРХ-КАТУНСКОЕ, СРОСТКИ, БЫСТРЯНКА, СТАРАЯ БАРДА, ТАЙНИНСКОЕ, НИЖНЕЕ ПЬЯНКОВО, ПЬЯНКОВО, КАМБАЛИНО и заканчивался в КЕБЕЗЕНИ.

От НИЖНЕЕ ПЬЯНКОВО (совр. с. Чоя) колесная дорога шла вверх вдоль реки Иша, до ПЬЯНКОВА (совр. с. Ускуч), далее до верховий Иши на горный (Верх-Бийский) перевал. С вершины перевала дорога уходила резко вправо, примерно под углом 90 градусов к современному Телецкому тракту.

Далее дорога круто спускалась к реке Бия и выходила к реке в районе поселка (прииск) КАМБАЛИНО (сегодня не существует). КАМБАЛИНО располагалось на обеих берегах Бии. Здесь существовала паромная переправа через реку Бия.

От КАМБАЛИНО до КЕБЕЗЕНИ всего 8 км, до Телецкого озера 30 км.

Местность, через которую проходил тракт, была покрыта так называемой чернью, т.е. смешанным лесом. Благодаря густоте леса и свойствам почвы дорога здесь почти никогда не просыхала, представляя собой сплошную топь.

От КЕБЕЗЕНИ до Телецкого озера (село АРТЫБАШ) - 17 верст. Туда вели две дороги: одна шла по самому берегу Бии, она завалена камнями, нерасчищена и для вьючных лошадей непроходима; другая — лесом, грязная, но вполне удобная для вьючных… Узким зеленым коридором грязноватая дорога вьется среди густого леса». Обе дороги выходили к АРТЫБАШУ.

Далее по воде на баркасах можно было попасть на южный берег Телецкого озера, Челушманскую долину и затем по горной тропе, пролегавшей по долинам Башкауса, КУБАТРУ, и ТАДИЛУ, можно было добраться до Курайской степи.


В село КЕБЕЗЕНЬ можно было попасть и другой колесной дорогой: из села УЛАЛЫ, далее КАРАСУК, ПАСПАУЛ, ЫНЫРГА, КЕБЕЗЕНЬ. От ЫНЫРГИ дорога шла вниз по реке Сарыкокше, несколько раз её форсирует вброд, далее также вброд пересекает впадающую правым притоком в Сарыкокшу реку Уймень, далее еще несколько раз пересекает Сарыкокшу и выходит правым берегом Сарыкокши к левому берегу реки Бия, напротив села КЕБЕЗЕНЬ. Здесь существовала лодочная переправа на правый берег Бии, в село КЕБЕЗЕНЬ.

[править] ЧЕМАЛЬСКИЙ тракт

Третий, Чемальский тракт ответвлялся в БЫСТРЯНКЕ и проходил через ЧЕРГАЧАК, УЛАЛУ, БИРЮЛЮ, АЛЕКСАНДРОВКУ, БЕШ-БЕЛЬТИР, УЗНЕЗЮ, ЭЛИКМАНАР и заканчивался в ЧЕМАЛЕ.

Эта дорога была проложена в 1868 году в связи с ожидаемым приездом великого князя Владимира Александровича.

У начала дороги из Александровки на Бешпельтир стояли большие ворота.

КАРТА БИЙСКОГО УЕЗДА 1911 ГОДА С ДОРОГОЙ К СЕЛУ ЧЕМАЛ

Просмотры
Личные инструменты