ТЫРГА СРЕДНЯЯ (СРЕДНЯЯ ТЫРГА)

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Населенный пункт (бывший) на территории нынешнего Чойского района Республики Алтай.

Согласно переписи переселенческих пунктов Томской губернии, стр. 446 возник в составе Покровской волости в 1910 году, как переселенческий поселок на 111 переселенческих душ.

Находился в 9 верстах от д. Н.Пьянкова.

Находилось в среднем течении реки Тырга, впадающей в реку Чойка (левый приток).

МЕСТО НА КАРТЕ

В 1920 году входил в состав Успенской волости.


В марте 1920 года в Средней Тырге была создана первая в Ойротии сельскохозяйственная коммуна "Свободный труд". В августе того же года коммуна перебазировалась на земли бывшего Челушманского монастыря (см. БАЛЫКЧА).


Средне-Тыргинский с/с образован 04.08.1920 года. В состав вошли: СРЕДНЯЯ ТЫРГА, ТЫРГА ВЕРХНЯЯ, ДОЛГОВСКИЙ, МИХАЙЛОВСКИЙ, БОГОРОДСКИЙ, КУСКОВСКИЙ. В 1923 году дополнительно вошли ТЫРГА ВЕРХНЯЯ, КУМАНАК.

По данным Списка населенных пунктов Сибирского края 1928 года (стр. 24) в селе Ср.Тырга (время образования - 1806) на р. Тыргушка проживали 211 человек, преобладающее население - русские.

В 1935 году в состав Средне-Тыргинского с/с относились: СРЕДНЯЯ ТЫРГА, ТЫРГА ВЕРХНЯЯ, ТЫРГА ВЕРХНЯЯ, КУМАНАК, БОГОРОДСКИЙ, ДОЛГОВСКИЙ.

В 1954 году Средне-Тыргинский с/с объединен с Верх-Учекским с/с в ТЫРГИНСКИЙ с/с. В 1956 году вошел в состав Чойского с/с.

В селе Средняя Тырга в 1922 году родилась Герой Социалистического труда Напалкова Анна Григорьевна.


Официально ликвидировано 27.11.1974 (Решение АКИК № 485).


В Средней Тырге была «Богородице-Казанская» церковь, которая стояла на пути продвижения миссионерской миссии. В Средней Тырге все жители были воцерковлёнными, данные из Метрической книги Средней Тырги, в которой указывалась воцерковлённость граждан.


Информация журналиста Анатолия Муравлева

В марте 1920 года в Ойротии была создана первая сельскохозяйственная коммуна "Свободный труд". Контора коммуны находилась в Средней Тырге, в доме коммунара Гурина.

Бийское земельное управление предложило коммунарам земли одного из двух ликвидированных в Ойротии монастырей: Кызыл-Озекского или Чулышманского. После долгих споров коммунары решили перебраться в долину, располагавшуюся в низовьях Чулышмана, впадающего в Телецкое озеро. И в августе 1920 года перегнали по тайге скот к Чулышману, преодолев по тайге через реки Сары-Кокшу, Уймень, и другие. В монастыре, несмотря на официальное постановление о его ликвидации, все еще жили монахи. Они встретили коммунаров неприветливо. Вот как описывал это в газетном очерке в 1965 году Марк Юдалевич.

Руководитель коммуны Петр Попов пожелал говорить с игуменом Благовещенского мужского монастыря Никандром, но тот послал для переговоров монаха Пимена. "Отец игумен не дает вам свое благословение, - заявил он. - И велит немедля убираться отсюда ". Ответом был дружный хохот коммунаров. Их не убедил и представленный царский указ о даровании земель монастырю. "Отошло время твоей бумаге, - сказал Попов, - читай теперь другие указы, советские". Он разорвал документ и бросил обрывки бумаги по ветру. Новоселы забрали в собственность коммуны монастырское имущество. Причем руководствовались при этом постановлением правительства. Но монахи угнали в горы почти всех лошадей, коров и овец. Долгое время не отдавали они коммунарам и монастырские постройки. Обе группы продолжали сосуществовать на одной территории, но отношения становились все напряженней. У монахов было отобрано почти все имущество, а у коммунаров исчезал реквизированный ими скот, горели стога сена. Они замечали, что иногда во внеурочное время звонят колокола. Некоторые семьи не выдержали и покинули коммуну. В начале 1921 года в горах открыто стали появляться повстанцы. Посевную коммунары вынуждены были проводить, имея при себе оружие. Не радовал даже хороший урожай. Пришлось принимать меры на случай нападения, выставлять дозоры.

В декабре коммунары стали захватывать скот и имущество жителей села Балыкча. Это переполнило чашу терпения. В ночь на 20 декабря монастырь осадила группа вооруженных повстанцев во главе с Афанасием Манеевым. Но коммунары успели отправить за помощью к пограничникам, в Чибит, Павла Волкова, который, однако, был захвачен в пути и убит. Осажденные какое-то время спасались за монастырскими стенами, отстреливались, но у нападавших был огромный перевес. Когда повстанцы ворвались во двор бывшего монастыря, Афанасий Манеев забил коммунара Осипа Чуприянова, приговаривая: "Вот тебе черная корова!" Оказывается, Чуприянов как раз и реквизировал его корову.

Всего было убито в перестрелке и после захвата бывшего монастыря одиннадцать коммунаров. Вскоре в низовье Чулышмана прибыли из Бийска отряд частей особого назначения и добровольческий отряд совпартшколы. Одновременно ворвался отряд добровольцев из Улагана. Его привел вернувшийся с Южного фронта гражданской войны старший сын Тимофея Волкова Александр. Количество жертв среди повстанцев неизвестно.


Информация из сайта Е. Гаврилова "Алтай туристский"

В августе 1920 года в чулышманскую долину, на земли бывшего монастыря перебазировалась коммуна «Свободный труд» (организована в начале марта), где ей было выделено 250 десятин земли бывшего мужского монастыря, а также некоторые монастырские постройки.

В ночь с 19 на 20 декабря 1921 года, преследуемая советскими частями, из Чемала через Верх-Ишу, Ыныргу, Кебезень бежала к Телецкому озеру и, поднявшись по реке Чулышман, ночью неожиданно ворвалась в расположение коммуны банда Славорецкого.

Коммунары оборонялись стойко и бесстрашно. Первым в перестрелке пал Григорий Николаевич Илюшин. Огромный численный перевес бандитов решил дело. Они согнали всех коммунаров в одно из монастырских помещений. Морили их голодом, избивали. Бандиты настигли пытавшегося позвать на помощь Павлика Волкова в 40 километрах от Чулышмана. Они привязали его на аркане к седлу и волочили по камням. Особенно зверски пытали Петра Ивановича Попова, требуя, чтобы он перед всеми отрекся от коммуны, от звания коммуниста. Любимец коммуны Петрован повторял одно и то же.

— Умру, но не отрекусь. Коммунисты всегда остаются коммунистами.

Месяц длился бандитский разгул. От рук бандитов погибли председатель Совета коммуны и секретарь партийной ячейки П. И. Попов, заместитель председателя Совета коммуны член Чулышманского волисполкома Г. Н. Илюшин, секретарь коммуны Г. Н. Тырышкин, жена и сын организатора коммуны Т. Т. Волкова — Варвара Спиридоновна и Павел Тимофеевич Волковы — всего 11 человек. Многие были искалечены, имущество коммуны разграблено.

Лишь во второй половине января 1922 года, с установлением санного пути, прибыл из Бийска отряд частей особого назначения и добровольческий отряд совпартшколы. Одновременно в долину ворвался отряд добровольцев из Улагана.

Просмотры
Личные инструменты