КУРЛЕК

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Населенный пункт на территории современного Красногорского (бывшего Старо-Бардинского) района.

ДОРОГА НА КУРЛЕК
ДОРОГА НА КУРЛЕК
РЕКА ИША
РЕКА ИША

МЕСТО НА КАРТЕ

О КУРЛЕКЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ

ДЕРЕВЕНСКИЕ НАПЕВЫ

Курлек. Название поселок получил по гидрониму – речке Курлек (Курлечке). В алтайском языке кур – пояс, ремень, суффикс -лек, присоединяясь к существительному, имеющему значение предмета одежды, обозначает материал, предназначенный для изготовления этого предмета одежды, т.е. Курлек буквально опоясок. Старожилы указывают на антропонимное значение: «Курлеков аил – жил богатый алтаец Курлеков».

К концу XIX столетия число населенных мест по Ише и, соответственно, количество жителей в них настолько выросли, что в 1897 году была образована Покровская волость – по названию церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Карагуже, ставшем волостным селом: деревня называется селом с 1882 года, с момента освящения здесь церкви, к приходу которой относилась и деревня Зыкова кроме всех прочих. В мае 1878 года подали свое прошение о разрешении переселиться в места между деревнями КАРАГУЖ и ТАЙНА братья Зыковы из Вятской губернии. Чертежная контора отправила в эти места своего служащего Анисимова для проверки: верно ли, что они не заняты? И вскоре появился заселок с двенадцатью душами населения, с пасеками и мельницей. Когда же свое прошение подадут Кирилл Жданов из Вятской же губернии, Абрам Дятчкин из Пермской и Василий Помелов из соседней Алтайской волости, то вот они-то впервые и назовут этот заселок в документах: заселок Зыково. Однако напомним: на карте Бийского имения за 1906-1907 год указано: аил Курлеков (Старо-Зыково).

По сведениям историка Ю. С. Булыгина пос. Курлек Красногорского района впервые упоминается в архивных документах с 1893 г.

По воспоминаниям историка Д. М. Зольникова (житель села Тайна Красногорского района) «на расстоянии от 4 до 7 км от Тайны находились малые деревни, населенные алтайцами: НАРЛЫК, САРЫКОВО, КУРЛЕК. Алтайцы перешли на оседлость под влиянием русских, строили дома, в основном, избы однокомнатные без деревянного пола, иногда без большой печи, топили «по куриному». Алтайцы возделывали поля, сеяли злаки, но больше занимались скотоводством, предпочитая лошадей как рабочий скот и как источник мяса».

Курлек когда-то был глухой деревушкой, лет полтораста назад. Основан аил в 1850 году и первые десятилетия был чисто кумандинским. Даже через полвека, в 1900 в нем только сорок хозяйств, 166 десятин посевов на всех; тридцать три хозяина из тех сорока по-прежнему занимались пушным промыслом: знать, было еще где и на кого охотиться.

В 1893 году в Курлеке 26 домов, в 1899 - 40, в 2014 - 43, в 1921 - 63, 1924 - 60.

По данным Списка населенных пунктов Сибирского края 1928 года (стр. 68 в аиле Курлек (время возникновения - 1850) год) Старо-Бардинского района Бийского округа на р. Иша, насчитывалось 71 домохозяйство, в которых проживали 362 человека - преобладающее население - кумандинцы.


Малоизвестный факт:

Согласно Списку населенных пунктов Томской губернии 1911 года, стр. 302 в составе Бийского уезда существовала Покровская волость (образована в 1887 году) - центр село КАРАГУЖ. Название волостей давалось по названию церкви волостного села. В состав волости входили: КАРАГУЖ, ТАЙНА, УСТЬ-ИША, ЧЕРГАЧАК, ЗЫКОВА, ТАШТА, КАМЫШАК, ЕРОНДА, САРАЗОН, АБАБКОВА - (совр. с КИСКА Республики Алтай), НИЖНЕ-ПЬЯНКОВА - (совр. с. ЧОЯ Республики Алтай), ПЬЯНКОВА - (совр. с УСКУЧ Республики Алтай).

А вот КУРЛЕК, находящийся практически здесь же, в Покровскую волость не входил. А входил он в инородческую Нижне-Кумандинскую волость, так как считался на это время деревней населенной кумандинцами.

До 1911 года реформа, судя по всему, поселок не затронула: те же сорок дворов, 233 жителя. Знать, не появились еще русские переселенцы, если только не скупили, как когда-то в аиле Куяган (Ивановка), избы местных жителей. А вот за следующие пятнадцать лет, к 1926 году, Курлек заметно вырос: 71 двор, 362 человека. Рядом с Елбаевыми Манзыром, Давыдом, Еремеем появились Долгов Веденей, Хмелевы Федор и Василий, Андреевы Осип и Тимофей. Те и другие - старожилы-кумандинцы и переселенцы - из зажиточных.

Вот если бы так-то и дальше! «Жить бы вечно деревеньке Курлек с ее замечательными жителями», - повторим мы за автором письма. И деревенька стала бы добрым селом, и два небольших колхоза - сильным хозяйством, и школа, больница появились бы, и дорога куда как раньше засияла асфальтом, и такой, как теперь, мост через Ишу встал бы у Малого Бома...

Но - война. Из шестидесяти ушедших мужчин вернулись только четырнадцать, из них одиннадцать - инвалидами. Погибли 73% из ушедших на фронт. К названным в письме двадцати пяти погибшим добавим из «Книги памяти» еще двадцать: к Елбаевым Андрею и Федору - Алексея, Константина и Сахмара; и еще кумандинцев же - Казагачева Белека, Кукоева Владимира, Теберекова Семена и Чепокова Семена.

К русским Боровых Василию Филипповичу, трем Нагайцевым - Ивану Григорьевичу, Алексею Ивановичу, Михаилу Ивановичу - еще и Михаила Алексеевича; к двум Долговым - Андрею и Аристарху - ещё и Александра Нестеровича. А как не помянуть погибшего в Эстонии Калинина Евлампия, на Смоленщине - Шиповка Ивана, в Витебской области - Ишгарева Андрея, Воронежской - Тишкова Ивана, на Орловщине - украинца Ильченко Николая. Пропали без вести Абрашев Андрей, Петрилов Виктор, Петрушов Александр и - в феврале победного сорок пятого - Губин Иван. И как не выделить Арестова Федора - 1927 года рождения, младшего сержанта, призванного в 1944 (семнадцать лет!) и погибшего 15 августа 1945-го в далекой Манчжурии...

А еще поможем восстановить два имени: Фунтиков - это, видимо, Михаил Иванович, 27 лет, пропавший без вести в ноябре сорок первого, и Комиссаров Александр Петрович, 31 года, успевший повоевать до декабря сорок третьего.

Четыре с половиной десятка погибших из небольшого поселка и двадцать из них - от семнадцати до двадцати лет. Это сколько не родившихся сыновей?! Удивительно ли, что почти через сорок лет - в 1964 - в Курлеке те же 78 дворов? А еще через тридцать - всего полсотни жителей.

Виталий Докучаев. 2010 г.


Не меньший урон малым деревням нанесла послевоенная политика "укрупнения" хозяйств и поселений. Постепенно захирел весь Тайнинский куст. К 70-м годам исчезли такие деревни как ЕРОНДА, КАМЫЖАК, НАРЛЫК, ПОДЧАЙНА, САРАЗОН, САРЫКОВО, ТЕБЕРЕК, ЧАСТИНКА, ШАДРИНКА.

Курлек когда-то был глухой деревушкой, что называется, «медвежьим углом». Однако в одной деревеньке были образованы два колхоза: «Новая жизнь» и «Красный Курлек». Работы хватало колхозникам: надо заготовить сена в зиму, посеять овес для лошадей. Мужчин отправляли на «кубы» – заготавливать лес и сплавлять его по реке.

Вся работа выполнялась вручную: траву косили литовками, рожь, овес и пшеницу жали серпами. Но эти трудности никого не пугали. Все работали с песнями, шутками и смехом.

Спустя годы Курлек стал отделением центральной усадьбы Тайнинского совхоза. Появилась техника: комбайны, тракторы, косилки. Работала пилорама, на току сушили зерно, с полей вывозили кукурузу. За селом в скотных дворах содержались гурты коров.

Когда-то в Курлеке была лучшая животноводческая ферма в районе, долгое время руководил которой Иван Георгиевич Коновалов. Но потом он состарился, занемог и отошел от дел. Очень быстро ферма пришла в упадок и в конце концов была ликвидирована. Оставшийся без работы люд подался на сторону – одни переселились на центральную усадьбу хозяйства, другие - в город, третьи вообще сбежали абы куда, лишь бы подальше от этого развала и запустения. Остались лишь те, кто не хотел или не смог уехать. За исключением фермера, который выращивает овощи для соседней Республики Алтай, здесь большинство составляют пенсионеры да переселенцы из бывших республик Союза, да еще летом наполняют скучноватый быт селян новыми впечатлениями городские дачники.

В настоящее время, на 01.01.2016 г. в поселке Курлек проживает 24 человека.

Каждое лето, в день Святой Троицы, возле небольшого кладбища, расположенного на заимке поселка Курлек, собираются люди - проведать покоившихся на погосте, отдать память и знак уважения усопшим. Но не только для этого приезжают курлекцы. Рядом с кладбищем на большой поляне усаживаются за стол. И нет конца разговорам. И уезжать никому не хочется. Обо всех сидящих за импровизированным застольем можно сказать, что они родственники или родственные души. И родство это заключается в том, что кто-то в Курлеке родился, кто-то приехал и пришел к этой земле, глубоко пустил корни, настолько глубоко, что стало казаться: живет здесь вечно.


Федор Федотов, г. Горно-Алтайск

trifra@mail.ru

Просмотры
Личные инструменты