АЛТАЙСКОЕ

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Районный центр Алтайского района Алтайского края.


Содержание

[править] ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАЙСКОЕ

АЛТАЙСКОЕ - ЖЕМЧУЖИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО ...

АЛТАЙСКОЕ - ВИДЕООБЗОР

ПО ТРИЖДЫ АЛТАЙСКОЙ ЗЕМЛЕ - ИСТОРИЯ СЕЛА АЛТАЙСКОЕ


Более ранние названия (XIX век) - ВЕРХ-КАМЕНСКОЕ.

Первое упоминание о поселении Верх-Каменка относится к 1808 году, тогда она входила в состав Смоленской волости. В то время на месте села была труднопроходимая тайга.

В 1815 г. маркшейдер Сметанин подробно описал как существующий населенный пункт ВЕРХ-КАМЕНСКОЕ.

К 1834 году (по другим данным в 1922 году) Верх-Каменка настолько заселилась, что власти нашли нужным вывести село из состава Смоленской волости и определить Верх-Каменку волостным центром, переименовав его в волостное село Алтайское АЛТАЙСКОЙ ВОЛОСТИ..

После X народной переписи (1858 г.) из Алтайской волости отчислены в Смоленскую волость: Точильное, Грязнуха, Кокшинское, Петропавловское, Тырышкинское, Шульгинское, Талицкое; в Сростинскую волость - Сростинское, Бардинское, Усть-Ишинское, Карагужинское, Чергачак и восемь селений - в Енисейскую волость.

В с. Алтайское существовала деревянная однопрестольная церковь "Во имя Святителя Иоанна Златоуста" (1859). Состав прихода: с. Алтайское, д. Булатова, Куяган, Нижне-Каменка, Верх-Сетовка, Савраса, Большой Каим, Усть-Уба. В 1914 году прихожан - 3010 душ, в т.ч. раскольников - 629 душ. Причислен - молитвенный дом в с. Куяган (1887). Церковно-приходская школа открыта в 1890 году.

В 1857 году в селе Алтайском насчитывалось 511 мужских ревизских душ, а в 1882 году - 822 мужские души в 368 дворах.

Также в 1859 году в с. Алтайское открыта Нижне-Каменская деревянная одно-престольная церковь "Во имя Покрова Святой Богородицы". Состав прихода: с. Алтайское, д. Бирюкса, Сараса, Комар, Кыркыло, Устюбень, заселок Осокин и др. мелкие поселки в количестве 11. Прихожан - 5805 душ. Приписная церковь в с. Сараса "Во имя Святителя и Чудотворца Николая" и походная церковь в с. Верх-Каменка во имя того же "Святителя Николая". Молитвенные дома в д. Бирюкса (1900) и Комар. В приходе три церковно-приходских школы, две в с. Верх-Каменская и одна в Сарасе. В с. Верх-Каменском в 1914 году существует 2-х классное училище (открыто в 1879 году).

Согласно списку населенных пунктов Томской губернии 1868 года, стр. 63 в селе ВЕРХ-КАМЕНСКОЕ (АЛТАЙСКОЕ) учтено 138 дворов, 523 мужчин и 535 женщин. В селе 2 церкви (православная и единоверческая), волостное правление, хлебозапасный магазин.

Также в с. Верх-Каменское было две часовни.

30 октября 1887 г. Томский губернатор, решением № 13194, разделил Алтайскую волость на две: Алтайскую и Сычевскую. В Алтайскую волость вошли селения: Алтайское, Россоши, Каменка, Сетовка, Верх-Сетовка (Колова), Верх-Сетовка (Половинка), Кутурок (Хуторки), Шульгин Лог, Платова, Айское, Верх-Айское, Бирюкса, Нижне-Каянча, Устюба, Верх-Устюба, Тавда, Верх-Каянча, Большой Каим, ЧЕРГА, КАМЛАК, Лекунар (ЭЛЕКМОНАР), Комар, Шебалина (ШЕБАЛИНО), Топуча (ТОПУЧАЯ), ТЕНЬГА, ТУЕКТА, Ангудайское (ОНГУДАЙ), Хабарова (ХАБАРОВКА) и Купшекень (КУПЧЕГЕНЬ).

В 1893 году в селе Алтайском было 519 дворов, 3082 жителя, здесь располагалось волостное правление, имелись две церкви (православная и единоверческая), сельское училище, церковно-приходская школа, 9 мельниц, 3 маслобойных и 2 кожевенных завода, винный склад и 7 торговых лавок.

11 марта 1906 г., за № 128, Алтайская волость снова была разделена на три волости: Алтайскую, Айскую и Шебалинскую.

По данным Госархива Томской губернии в 60-х годах XIX столетия в инородческом селе ВЕРХ-КАМЕНСКОЕ насчитывалось 138 дворов и проживало 1078 душ (м - 523, ж - 535). Функционировали 2 церкви (1 православная, 1 единоверческая), волостное управление, хлебный магазин.

Согласно списку населенных пунктов Томской губернии 1899 года, стр. 632 в с. Алтайское 482 крестьянских дворов, 58 некрестьянских дворов, 1788 мужчин, 1851 женщин. В селе 2 церкви (православная и единоверческая), часовня (построена в 1897 году в ознаменование коронования 14 мая 1893 года Их Императорских величеств), сельское миссионерское училище, церковно-приходская школа, волостное правление, почтовое отделение. Есть хлебозапасный магазин, 11 мельниц, 2 маслобойни, 5 мануфактурных лавок, 7 мелочных лавок, кожевенный завод, 2 винных склада (1 общественный и 1 частный). Здесь местонахождения камеры морового судьи 3 участка Бийского округи и приемного околотка Алтайского объездного врача. В с. Алтайском проходят ежегодная ярмарка с 8 по 14 ноября, еженедельный базар по пятницам и субботам.

Согласно Списку населенных пунктов Томской губернии 1911 года, стр. 281 в селе АЛТАЙСКОЕ, Бийского уезда: 723 двора, 2519 мужчин, 2574 женщин, 22762 десятин земли. В селе волостное управление, почтовое отделение, две церкви (православная и единоверческая), часовня, старообрядческий молитвенный дом, две церковно-приходские школы, 2-х классное училище МНП. В селе Алтайское резиденции: участкового врача с лечебницей, крестьянского начальника, камера мирового судьи и пристава 2 стана, кожевенный завод, два маслодельных завода, три маслобойных завода, 8 мельниц, мыловаренный завод, хлебозапасный магазин, 6 мануфактурных лавок, казенная винная лавка, винная лавка.

В селе Алтайском проходят две ежегодных ярмарки (16 июня и 7 ноября), еженедельные базары (по пятницам и субботам).

По данным Списка населенных пунктов Сибирского края 1928 года (стр. 7) в селе Алтайское (время возникновения - 1922 год) Алтайского района Бийского округа на р. Катунь проживали 1557 семей - 7595 человек - русские.

В 1939 году на территории Алтайского района располагалось 111 поселений, в настоящее время осталось 23 населенных пункта.

В 70-80-х годах XX века село Алтайское имело статус поселка городского типа.

В 1992 году в селе Алтайском насчитывался 13581 житель.

МЕСТО НА КАРТЕ

КАРТА 1955 ГОДА

ИСТОРИЯ С. АЛТАЙСКОЕ

ИСЧЕЗНУВШИЕ ДЕРЕВНИ АЛТАЙСКОГО РАЙОНА

ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ, 1911 ГОД СТР. 280.

Первое упоминание об Алтайской волости встречается уже в XIX в. Приписные к заводам крестьяне Бийской и Енисейской волостей, жительствующие подле самой Бийской военной линии с дозволения Сибирского военного и Горного начальства стали заимками и посевами водворяться на свободных местах. В 1808 г. был командирован шихтмейстер Гаузе, который нашел там в восьми населенных пунктах: Сростинском, Тырышкинском, Солоновском, Кокшинском, Белокурихинском, Талицком, Сетовском и Сычевском 423 ревизские души. В 1815 г. маркшедер Сметанин подробнейше описал заведенные там 17 селений (к вышеназванным восьми поселениям добавились вновь основанные: Устьишинское, Карагушинское, Шульгинское, Нижнекаменское, Верхнекаменское, Розсошное, Бординское, Точильна, Чергачакское), в числе 1300 ревизских душ. Заводские крестьяне занимались хлебопашеством и пчеловодством. Горное начальство обратилось в правительство с ходатайством об оставлении заселившихся крестьян на постоянное жительство в ведении и управлении Горного ведомства, и кабинет Его величества решил устроить из селений за Бийской линией Алтайскую волость, которая высочайшим указом 22 июля 1822 г. оставлена в полном управлении Колывано-Воскресенского горного начальства, без стеснения, однако, там обитающих в малом количестве ясашных народов (алтайцев).

В соответствии с этим законом Алтайская волость с 1824 г. составилась из приписных первоначально 19 селений, с причислением в 1824 г. из Чарышской волости двух Бащелакских деревень. В состав Алтайской волости вошли селения: Сростинское, Тырышкинское, Солоновское, Кокшинское, Белокурихинское, Талицкое, Сетовское, Сычевское, Устьишинское, Карагужинское, Шульгинское, Нижнекаменское, Верхнекаменское, где расположено волостное правление, Розсошное, Бардинское, Точильна, Чергачакское, Сибирячихинское, Слюденское, Малобащелакское и Большебашелакское.

В 1827 г. - 1828 г. к ним прибавились селения: Чергинское, Солонешенское и Куяганское.

В 1835 г. образована Сарасинская инородная управа. Процесс заселения предгорий Алтая и северной части Горного Алтая русскими шел все более интенсивно: растут существующие селения, возникают новые поселки, выселки, заимки.

После X народной переписи (1858 г.) из Алтайской волости отчислены в Смоленскую волость: Точильное, Грязнуха, Кокшинское, Петропавловское, Тырышкинское, Шульгинское, Талицкое; в Сростинскую волость - Сростинское, Бардинское, Усть-Ишинское, Карагужинское, Чергачак и восемь селений - в Енисейскую волость.

28 мая 1864 г. Совет главного управления Западной Сибири постановлением № 56 образовал в Бийском уезде две новые волости: Нижне-Чарышскую и Ануйскую. Из Алтайской волости во вновь организованную Ануйскую перечислены селения: Сибирячиха, Маралиха, Слюденка, Больше-Бащелакское, Мало-Бащелакское, Топольна, Шипунова (Кураниха), Солонешная, Тележиха и Сосновка.

30 октября 1887 г. Томский губернатор, решением № 13194, разделил Алтайскую волость на две: Алтайскую и Сычевскую.

В Алтайскую волость вошли селения: Алтайское, Россоши, Каменка, Сетовка, Верх-Сетовка (Колова), Верх-Сетовка (Половинка), Кутурок, Шульгин Лог, Платова, Айское, Верх-Айское, Бирюкса, Нижне-Каянча, Устюба, Верх-Устюба, Тавда, Верх-Каянча, Большой Каим, Черга, Камлак, Лекунар, Комар, Шебалина, Топуча, Теньга, Туэкта, Ангудайское, Хабарова и Купшекень.

Во вновь образованную Сычевскую волость переданы селения: Сычевка, Ново-Тырышкина, Старо-Белокуриха, Ново-Белокуриха, Черновая, Сосновка, Камышенка, Лютаево, Карпово, Матвеевка, Медведевка, Песчаная, Булатова, Демино, Александровка, Тоурак, Казанда, Куяган, Николаевка, Куянча.

В 1887 г. министр внутренних дел признал необходимым составить для всей Российской империи общую карту губерний и областей, с нанесением на нее в каждом уезде границ волостей и по возможности всех существующих поселений. Проверенные и исправленные списки селений были изданы отдельными выпусками под заглавием"Волости и населенные места 1893 года".

В Алтайской волости, по состоянию на 1893 г., было учтено 26 селений: с.Айское, с.Алтайское, дер.Бирюкса, заселок Большой Каим, дер. Верх-Айская, дер. Верх-Куянча, дер. Колова (Верх-Сетовка), дер. Половинка (Верх-Сетовка), Верх-Устюбинский заселок, заселок Комар, дер. Каменка, дер. Камлак, дер. Куторок, дер. Лекунар, дер. Нижне-Каянча, дер. Платова, дер. Россоши, с. Сетовское, дер. Тавда, заселок Топучий, заселок Туэкта, дер. Устюба, заселок Хабаровка, дер. Черга, с. Шебалинское, дер. Шульгин Лог. В результате значительного притока русского населения, Общим Присутствием Томского губернского управления 11 марта 1906 г., за № 128, Алтайская волость снова была разделена на три волости: Алтайскую, Айскую и Шебалинскую.

В Алтайской волости оставлены: с. Алтайское, д. Нижне-Каменка, д. Сетовка, д.Бирюкса, д.Комар, д.Верх-Устюба и заимка Осокина, с.Россоши.

В новую Айскую волость, с центром волостного правления в с.Айском, переданы: с.Айское, д.Платова, д.Шульгин Лог, д.Куторок, д.Половинка, д.Колова, д.Верх-Ая, д.Большой Каим (Каим), д.Нижне-Каянча, д.Устюба, д.Тавда и д.Верх-Каянча. Остальные 10 селений вошли в Шебалинскую волость.


Постановлением Временного правительства 17 апреля 1917 г. в качестве новой губернии образована Алтайская губерния. Была установлена и временная граница.

В том же году внутри губернии произошло выделение из состава Бийского уезда каракорумского населения. Алтайские племена объединились в особую административно-территориальную единицу, управляемую "горной думой", а с декабря 1917 г. по июнь 1918 г. - своим Совдепом, а сама территория стала именоваться Каракорум-Алтайским округом. В связи с чрезвычайной обстановкой на Алтае в 1918 г., по инициативе самого населения, происходит массовый раздел волостей на более мелкие, причем нередко это делается явочным порядком, считаясь лишь с интересами отделяющихся от старой волости селений. Только в Бийском уезде таким образом было образовано 45 новых волостей. Так, из Алтайской волости выделились Сетовская, а в августе 1918 г. из Сетовской и Айской образовалась Шульгин-Логская волость. Селения: Ниж.Комар, Верх.Комар, Бол.Булухта, Верх.Булухта, Ильинское, Архипова, Мамазина и Белый выделились из Алтайской волости в самостоятельную Ново-Димитриевскую волость с центром в с.Ниж.Комар.

В Сетовскую волость отошли: Сетовка, Половинка, Куторок, Шульгин Лог, Колова и Платова. А из Сетовской и Айской волостей в Шульгин-Логскую выделились: Шульгин Лог, Куторок и Давыдовка. Решения об образовании волостей принимались без учета реальных условий и возможностей населения по их содержанию.

Чрезвычайное губернское земское собрание 11 июля 1918 г. постановило выделить особый Каракорум-Алтайский уезд из состава Бийского уезда. На основании этого постановления специально созданная комиссия, в которой принял участие представитель от министерства туземных дел Сибирского правительства, определила границу между Бийским и вновь выделяющимся Каракорум-Алтайским уездами.

В акте об определении границы от 2 сентября 1918 г., между прочим, сказано:

"...от Чергинского надела граница пересекает р.Катунь и идет по границе надела дер. Платовой Айской волости, отделяя к северу в состав Бийского уезда вновь образуемую Шульгино-Логовскую волость с селениями Шульгин Лог, Куторок и Половинку и оставляя остальную часть Айской волости в Каракорум-Алтайском уезде. Далее граница огибает наделы Айской волости: с.Айского, Верх.Айского, дер.Каянчи, дер.Верх.Каима и трех переселенческих участков, расположенных в районе ключей - Щебенистого и Светлого. Зачисление большей части селений Айской волости в Каракорум-Алтайский уезд обусловлено частью желанием самого населения (с.Айское), а частью и, главным образом, характером горной местности и близостью и удобством сообщения с уездным центром Каракорума. Затем граница отделяет в Каракорум-Алтайский уезд надел дер.Верх-Устюба, Ново-Дмитриевской волости (Комар), земельную дачу Кыркылинскую, наделы селений той же Ново-Дмитриевской волости, дер.Нижнего Комара, переселенческих участков - Маральева, Маркитанского, Ильинского и Мещанского и доходит до границы Песчанской волости".

30 декабря 1918 г. Омское правительство постановило: " 1. Образовать Каракорумский уезд в составе Алтайской губернии, установив местопребывание уездных учреждений для этого уезда с.Улалинское той же волости. 2. Образовать Каракорумский уезд из следующих волостей Бийского уезда:...Айской, Ново-Дмитриевской...".


С восстановлением советской власти в Сибири 28 декабря 1919 г. Бийский ревком принял решение о подчинении бывшего Каракорумского уезда впредь до организации власти в общесибирском масштабе. Территория Горного Алтая была разделена на три района: Улалинский, Шебалинский и Уймонский. В апреле 1920 г. создается единый орган - Горно-Алтайский ревком с резиденцией в с.Шебалине. Алтайский губернский революционный комитет в августе 1920 г. сделал представление в НКВД и в Сибревком об утверждении в южной части Бийского уезда особого уезда, под наименованием Горно-Алтайского, в границах бывшего Каракорумского и с назначением уездного центра в с.Алтайском.

3 октября 1920 г. ВЦИК РСФСР принял указ о создании административно-самостоятельного Горно-Алтайского уезда с центром в с.Алтайском.

22 ноября 1920 г. хозяйственно-административные организации и уездное партбюро переехали из с.Шебалина в с. Алтайское. Уезд был создан на правах национальной области в составе 28 волостей, в число которых вошли полностью селения Алтайской, Айской, Ново-Дмитриевской, Сарасинской волостей.

2 января 1921 г. на заседании Горно-Алтайской уездной административной комиссии было решено переименовать село Алтайское в город Алтайск. В своем решении комиссия просила губисполком утвердить это переименование. Не дождавшись постановления Алтайского губисполкома, 14 июня 1921 г. Горно-Алтайская административная комиссия вторично постановила выделить с. Алтайское из состава Алтайской волости в самостоятельную городскую единицу и именовать его городом Горно-Алтайск, а волостной центр перенести в с.Нижне-Каменку с переименованием волости в Каменскую. В анкете на утверждение с.Алтайского в статус города, уездная администрация показывает, что в селе, по состоянию на 1920 г., проживало 9411 человек. Построек: жилых каменных нет, а деревянных - 964, из них двухэтажных - около 100. Учебных заведений: школ II ступени - 1, школ I ступени - 3, школ по ликвидации безграмотности - 4. В 1920 г. в них обучалось 600 человек. Из промышленных предприятий администрация выделила лесопильный завод, имевший 75 рабочих. Рабочих же всего числилось 489 и 645 совслужащих для городских нужд были образованы коммунотдел и кварткомы.

Селу Алтайскому городом не суждено было стать, так как 1 июня 1922 г. Президиум ВЦИК РСФСР издал декрет об образовании автономной области ойратского народа с административным центром в с.Улале, а 1-8 июля 1922 г. соглашением Алтайского губисполкома и представителей областей была установлена граница, отделяющая его от Алтайской губернии.

Согласно постановлению Алтайского губернисполкома от 6 июня 1922 г. об образовании границ Ойратской автономной области, 1 сентября была произведена передача из Бийского уезда в состав Ойратской области волостей:

  • Куяганской (13 сельсоветов, 29 населенных пунктов),
  • Черно-Ануйской (5 сельсоветов, 11 селений),
  • Ново-Дмитриевской (5 сельсоветов, 11 селений),
  • Сарасинской (3 сельсовета, 6 селений),
  • Айской (6 сельсоветов, 11 селений),
  • Алтайской (6 сельсоветов и 11 населенных пунктов).

ВЦИК не утвердил передачу русских волостей, и граница Ойратской области была значительно изменена. Айская и Ново-Дмитриевская волости перечислены в Бийский уезд значительно позднее.

В начале 20-х годов началась значительная реорганизация старой системы административного устройства (губерния-уезд-волость). Работа по районированию Сибири началась в августе 1923 г. с организации районов. Постановлением ВЦИК от 4 февраля 1924 г. Сибревкому было предоставлено право проводить на территории Сибири низовое районирование - укрупнение волостей с последующим утверждением ВЦИК. 18 апреля 1924 г. Сибревком принял Временное положение об укрупненных сельских Советах, их правах и обязанностях. По положению, сельский Совет образуется из депутатов от населения в населенных пунктах волости, имеющих не менее 600 жителей. В сельсовет избирается один депутат на каждые 200 человек населения, но не более 25 депутатов и кандидатов.

27 мая 1924 г. постановлением Сибревкома утверждено волостное деление Алтайской губернии. Упразднялись 128 волостей в их прежних границах, вместо них образована 41 районная волость. В Алтайскую укрупненную волость вошли: Алтайская, Айская, Сетовская, Ново-Дмитриевская и Сарасинская волости, с.Старо-Белокуриха Сычевской волости. Были образованы сельсоветы: Алтайский, Каменский, Лежановский, Белокурихинский, Россошинский, Сетовский, Коловский, Половинский, Платовский, Айский, Верх-Айский, Нижне-Каянчинский, Верх-Устюбинский, Нижне-Булухтинский, Нижне-Комарский, Сарасинский, с 47 населенными пунктами и 39813 жителями.

8 февраля 1925 г. Сибревком принял проект положения об устройстве на территории Сибирского края окружных органов советской власти.

В мае 1925 г. ВЦИК утвердил образование Сибирского края с его разделением на округа и районы. При проведении районирования Барнаульский, Бийский и Рубцовский (Змеиногорский) уезды преобразованы в округа.

По переписи 1926 г. в Алтайском районе насчитывалось 20 сельсоветов, 107 населенных пунктов, в том числе 26 сел и деревень. В 8340 хозяйствах числилось 46474 жителя. Административные центры сельсоветов размещались в селениях: Ая, Алтайском, Бирюксе, Верх-Ае, Верх-Каянче, Верх-Устюбе, Колово, Лежанове, Нижне-Булухте, Нижне-Каменке, Нижне-Каянче, Платове, Половинке, Россоши, Сарасе, Сетовке, Старой Белокурихи, Тавде и Троицком.

Постановлением ВЦИК от 20 июня 1930 г. был ликвидирован Куяганский район, его территория распределена между Алтайским и Солонешенским районами.

К Алтайскому району присоединены семь сельсоветов: Куяганский, Куячинский, Казандинский, Сосновский, Никольский, Верх-Баранчинский и Тоуракский. В 1930 г. в Алтайском районе состояло 27 сельских советов и 151 населенный пункт с населением 59272 человека. ЦИК и СНК СССР 23 июля 1930 г. приняли постановление о ликвидации округов, которая привела к дальнейшим изменениям в административном устройстве. 30 июля постановлением ВЦИК был образован Восточно-Сибирский край, Сибирский край переименовался в Западно-Сибирский. К концу 1930 г. окружная система была упразднена и в крае введено районное административное деление.

Постановлением ЗапСибкрайисполкома от 17 января 1931 г. ликвидирован Сростинский район, к Алтайскому району присоединены два сельсовета: Шульгин-Логовский и Куторокский. С образованием Грязнухинского района (постановление ВЦИК от 18 января 1935 г.) из Алтайского района отошли сельские Советы Половинский (с.Половинка), Коловский (с.Колово), Сетовский (с.Сетовка), Куторовский (с.Куторок), Шульгинлоговский (с.Шульгин Лог), Платовский (с.Платово).

В 1939 г., согласно данным переписи населения, в Алтайском районе насчитывалось 16 сельских Советов: Айский, Алтайский, Верхне-Айский, Верх-Устюбинский, Казандинский, Куяганский, Куячинский, Лежановский. Нижне-Каменский, Нижне-Каянчинский, Нижне-Комарский, Никольский, Россошинский, Сарасинский, Старо-белокурихинский, Тоуракский. Зарегистрировано 95 населенных пунктов с 39429 жителями. В этом году вновь образованы пять селений: поселки Прожектор, Победа, Пилорама РПК, Рудник и стоянка Сумна. В 1943 г. при разукрупнении Алтайского сельсовета был образован Макарьевский сельсовет.

За период с 1939 по 1957 год интенсивно стал меняться состав сельсоветов. Начиная с сентября 1950 г. в стране развернулась работа по укрупнению колхозов и в связи с этим также и сельсоветов. Верх-Айский сельсовет передан в Айский, часть селений Верх-Устюбинского сельсовета передана в Беловский и часть - в Тоуракский, Казандинский сельсовет - в Беловский, Нижне-Каянчинский вошел в состав Айского сельсовета.

В 1959 году решением крайисполкома Нижне-Комарский сельсовет переименован в Беловский, а Сарасинский - в Пролетарский.

Всесоюзной переписью 1959 г. учтены следующие сельсоветы: Айский, Алтайский, Беловский, Куяганский, Куячинский, Лежановский, Макарьевский, Нижне-Каменский, Старобелокурихинский, Тоуракский, Пролетарский, Россошинский и Никольский. Они объединяли 71 населенный пункт с населением 34706 человек. В 1960 г. решением крайисполкома Куячинский сельсовет объединен с Куяганским. 13 января 1969 г. он был вновь образован. В 1961 г. с.Алтайское преобразовано в рабочий поселок. В 1962 г. в стране была предпринята крупная перестройка органов партийного и государственного руководства народным хозяйством. По решению ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС, в Алтайском крае создано 24 производственных колхозно-совхозных управления. Соответственно, произошло и сокращение числа районов до 24. Причем называться они стали сельскими районами.

В Алтайский сельский район вошли 11 сельских Советов Советского (до 1960 г. - Грязнухинского) района: Сетовский, Платовский, Половинский, Кокшинский, Коловский, Красноярский, Никольский, Талицкий, Урожайный, Шульгинлоговский и Советский и семь сельсоветов Солоне-шенского района: Булатовский, Солонешенский, Степной, Тележихинский, Тополинский, Мёдведевский и Черемшанский. Разделение районов на промышленные и сельские оказалось непрактичным. Громоздкость сельских районов создала неудобства для сельского населения. Обнаружившиеся недостатки предопределии неустойчивость нового районного деления. Уже в 1963 г. возобновилась работа по исправлению новой районной сети.

В июле 1963 г. в прежних границах образуется Солонешенский горный район. В него обратно вернули присоединенные ранее сельсоветы. К концу 1966 г. был восстановлен и Советский район, в который также возвращены 11 сельских советов.

На 1 января 1973 г. в Алтайском районе учитывалось 9 сельских и один поселковый Советы, объединявших 35 населенных пунктов. 6 апреля 1973 г., по решению Алтайского крайисполкома, с.Булатово из Солонешенского района передано в административно-территориальный состав Куяганского сельсовета Алтайского района.

К 1977 г. сняты с учета населенные пункты как несуществующие: Нижне-Устюба, Тавдушка, Архиповка, Мещанка, Сосновка, Верх-Баранча, Большая Заимка, Куяченок, Светлый, Даниловка, Маралье, Теплое и пос. Прожектор, на 1 июля 1977 г. в районе имелось 9 сельсоветов: Айский, Беловский, Куяганский, Куячинский, Макарьевский, Нижнекаменский, Пролетарский, Россошинский, Старобелокурихинский и Алтайский поселковый совет. В 1979 г. в Айском сельсовете вновь образован пос.Катунь. К переписи 1989 г. в Старо-белокурихинском сельсовете восстановлен пос.Даниловка. Чуть позднее восстановлен в статусе села и пос.Алтайский. По данным учета 1992 г., Алтайский район включает 10 сельских Советов и 26 населенных пунктов с населением 27351 человек.

В состав Айского сельсовета вошли: с. Ая, поселки Верх-Ая, Катунь, Нижняя Каянча. Алтайский сельсовет охватывает население с. Алтайского.

ИСТОРИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ


В 1824 г. в состав Алтайской волости вошли селения: Сростинское, Тырышкинское, Солоновское, Кокшинское, Белокурихинское, Талицкое, Сетовское, Сычевское, Устьишинское, Карагужинское, Шульгинское, Нижнекаменское, Верхнекаменское, где расположено волостное правление, Розсошное, Бардинское, Точильна, Чергачакское, Сибирячихинское, Слюденское, Малобащелакское и Большебашелакское. В 1827 г. из ведения Бийской волости причислено селение Петропавловское. В 1828 г. к ним прибавились селения: Чергинское, Солонешенское и Куяганское.

В 1835 г. образована Сарасинская инородная управа.

В 1858 г. из Алтайской волости отчислены в Смоленскую волость: Точильное, Грязнуха, Кокшинское, Петропавловское, Тырышкинское, Шульгинское, Талицкое; в Сростинскую волость - Сростинское, Бардинское, Устьишинское, Карагужинское, Чергачак и восемь селений - в Енисейскую волость.

В 1864 г. из Алтайской волости во вновь организованную Ануйскую волость перечислены селения: Сибирячиха, Маралиха, Слюденка, Больше-Бащелакское, Мало-Бащелакское, Топольна, Шипунова (Кураниха), Солонешная, Тележиха и Сосновка.


С 1918 года Айская волость входила в Каракорум-Алтайский уезд с центром в с. Улала.

13 апреля 1920 года бывший Каракорумский уезд переименован в Горно-Алтайский. Центр уезда находился в с. Шеболине, затем был перенесен в с. Алтайское. В состав новообразованного Горно-Алтайского уезда вошла и Айская волость. 23 марта 1921 года это решение своим постановлением утвердил Сибревком. Этим же решением к Горно-Алтайскому уезду были присоединены тяготеющие к нему в экономическом отношении четыре волости Бийского уезда: Черно-Ануйская, Ново-Дмитриевская, Сарасинская, Куяганская и Алтайская (последние три соответствуют современным названиям сел Алтайского района Алтайского края). Административный центр из села Шебалино перенесён в село Алтайское.

В 1920 году, после упразднения Каракорумского уезда, центральные власти создали межведомственную комиссию по разрешению вопроса о самостоятельной советской единице в Горном Алтае. Заключение, к которому пришла комиссия, гласило: «Территория создаваемого Горно-Алтайского уезда должна быть в границах Каракорумского уезда с присоединением к нему волостей Черно-Ануйской, Куяганской, Сарасинской и Алтайской. Временной резиденцией образуемого уезда намечено село Алтайское как узел, связывающий тракты Чуйский, Уймонский и Улалинский и имеющий достаточное количество домов для размещения учреждений».

Сибревком окончательно принял постановление об образовании Горно-Алтайского уезда. Здесь сказалась неподготовленность села Алтайского, которое никогда не имело иного аппарата, кроме волостной управы. Отсутствовали специалисты по народному образованию, не было врачей, ветеринаров, агрономов, не хватало простых работников, способных грамотно составить документы. В этом плане Улала выгодно отличалась, поскольку вихри гражданской войны занесли в нее эсера Красноусова, бывшего министра дерберовского правительства, Александра Струве, Тибер-Петрову - жену последнего председателя Каракорумской управы, Анохина, известного этнографа и композитора, учителей Липмана и Холзакова и многих других представителей интеллигенции.

3 июня 1922 года в «Известиях ВЦИК» опубликовано постановление Центрального Комитета об образовании автономной области, где говорилось: «Образовать Социалистическую автономную область Ойротского народа, с административным центром в селе Улалинском». Надо заметить, что административный центр определился не сразу. Одни считали, что лучше органы области переместить дальше в горы, другие утверждали, что лучше разместиться ближе к Бийску. Выбрали Улалу, будущий Горно-Алтайск. С тех пор год от года она утверждала себя в новом статусе, постепенно становясь подлинной столицей горного края.

В состав Ойротской автономной области вошли 25 волостей. Из Бийского уезда были переданы Верх-Бийская (Алтын-Кольская), Лебедская – (центр – село Кебезень), Успенская (центр – село Успенское, современное с. Чоя), Ыныргинская (центр — село Ынырга), однако Айской, Алтайской, Куяганской, Ново-Дмитриевской и Сарасинской волостей в составе Ойротской автономной области уже не было.

[править] АЛТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ В 1950-1970-х гг.: ИСТОРИЯ БЕЗГЛАСНОГО БОЛЬШИНСТВА

В 1950-е гг. формой государственной поддержки аграрного сектора стал перевод маломощных колхозов (колхозно-кооперативная собственность) в совхозы (государственное финансирование). В отличие от колхозов, совхозы давали рядовому труженику материальную выгоду – гарантированную заработную плату взамен колхозных «палочек» за трудодни или натуральную продукцию. Для бывших колхозников это означало переход в материально обеспеченную группу с общегражданскими правами (денежная оплата труда, получение паспортов). Огосударствление колхозов — перевод нерентабельных или малорентабельных колхозов на государственное финансирование и превращение колхозника в рабочих совхозов — было продолжением политики превращения крестьянина в рабочего сельского производства, что углубляло раскрестьянивание. Материальное и финансовое положение совхозов было крепче, на их усадьбах за счет государственного финансирования проводилось благоустройство. Так, в Куячонке после создания совхоза бывшим колхозникам стали предоставлять жилье: «Сначала жили по 3-4 семьи в доме. А потом, в 50-е годы, стали строить дома, и нам один дом построили. Только и жить бы. Это власть все сделала — разогнали все деревни. Люди так бы и жили». Многие колхозники старались переехать из колхозов в совхозы: «Уехали из Куягана в Куячонок, потому что в Куягане колхоз был, жили плохо. А в Куячонке совхоз был, деньги давали и хлеб пекли, пекарня была, а у нас денег не было»

(Гурашкины А. Д. и М. И., 1927, 1930 г. р., с. Куячонок. с. Куяча, Алтайский район).

Фактически процесс реорганизации колхозов в совхозы явился первым шагом к политике ликвидации малых сел, послуживший причиной гибели сотен населенных пунктов Алтайского края. Нерентабельные совхозы не могли сами решить свои культурные, бытовые, технические проблемы, государство же выделяло мало финансовых средств, экономя на содержании малых сел. Такая политика завершилась очередной кампанией – ликвидацией неперспективных сел, сселением жителей малых сел на центральные усадьбы. Только в Алтайском районе были ликвидированы Большая Заимка, Куячонок, Маркитантка, Надеждинка, Теплое, Светлое, Лежаново, Верх-Каянча, Нижняя Устюба, Тавдушка, Тавда, Бирюкса, Луговской, Верх-Устюба, Мещанка, Прямая Сосновка, Верх-Баранча, Прожектор и др. Большинство из них прошли традиционный путь: колхоз – совхоз (его ферма) – неперспективное село. Их сначала огосударствили, а потом сократили. Этот путь прошла, например, Дресвянка Алтайского района, где, по словам очевидцев, был «колхоз „Стахановец”, имели дойный гурт, держали молодняк, были кони, плуги (на лошадях пахали и боронили). Так старики жили до 1949 г. Хлеб сеяли. Хлеб сдавали в Куяган и молоко в Куяган — на сырзавод… В колхозе были трудодни до 1957 г. Пока мы не перешли на совхозную жизнь. В 1957 г. объединили «Стаханов» (Дресвянка), «Победа» и «Киров» (Куяган). Из них стал единый совхоз. До 1965 г. школа Дресвянки прикрылась. У меня тоже были дети, и я поехал в Куяган… Вся причина в объединении. Стали объединять в Куягане радио, свет. В Дресвянке не было. Если бы не объединяли, то они бы выжили, расстроились бы» [Красилов Н. А. 1932 г. р., Дресвянка, Куяган].

В предгорной и горной зоне Алтайского района за счет ликвидации малых сел сократились производительные угодья: заброшены небольшие горные пашни на склонах гор (мощная техника непригодна для их обработки), вытоптаны сенокосы, пашни, огороды и усадьбы на месте и вблизи исчезнувших сел. Так, на месте с. Лежаново Алтайского района сделали пригон, угоняли на лето колхозный дойный гурт, сейчас держат молодняк. В Дресвянке при единоличном хозяйстве «главное богатство — скот. А для хлеба земли мало. Все ложки на лошадях пахали. А сейчас на этих отлогих местах на горах, солнцепеке, на технике не пропашешь. Сейчас на них овец пасут. У отца при единоличной жизни была лошадь. Вдвоем сбрасывались и пахали на пригорках. А кто раньше жил, у тех по логам пашня, кто позже – уж что останется». Поэтому особенно ценили в горах пригодные для хлебопашества земли, например в Филелеевом Логу: «Были ужасные поля. Там обширность большая (наше Маралье уже мне меньше нравилось). Поля большие. Какое раздолье!».

В повторяющихся формах человеческих взаимодействий реализации политики ликвидации неперспективных сел выглядела следующим образом: в Алтайском районе «В 1948 г. слились 5 колхозов: „Красная пашня” (Верх-Каменка), Буденный (Сорокине), „Новый путь” (Лежаново), „Красная заря” (Филелеев Лог). А потом слили нас в 1953 г. с „Мичуриным”, а потом с Пролетарской сливали, а потом разлили» (Агапов Д. Н.). В ходе слияния начался процесс миграции крестьян. В Маральем «в 1953 г. с верхнего края уже уехали Киселевы, Свиридовы, Батурины, Сидоровы, Зиновьевы, Казазаевы. А где-то в 1959-1960-х годах село вообще начало рушиться. Кто уехал в Кыркылу, кто – в Сарасу. Всё там закрыли. Школу закрыли. У всех дети, внуки – учить надо. Сначала слили и две Сосновки (прямую и Косую), а потом с Маральим, потом с Сарасой, Белым. Досливали — что все разъехались. Началось все разваливаться. И поехали…» [Курочкина В. И., 1929 г. р., с. Алтайское].

Государственная политика ликвидации неперспективных сел не предусматривала финансирование и организацию переселений из неперспективных сел на центральные усадьбы. Переселенцы обычно вспоминают: «Нас никто не заставлял. Сами поехали». Толчком к массовой миграции из села являлось закрытие школы, магазина, ликвидация производственной базы (ферм, технического парка, конюшни и т. д.). Таким образом, создавались условия, при которых не было перспективы для жизни, работы, учебы: «Мы уехали из „Прожектора” где-то в 1960-е годы из-за школы. Школы не было. Потом все уехали из-за школы. Учителей не было, возить совхоз не хотел. Последние уехали в 1968 г….» В Дресвянке «в 1957 колхоз на совхоз перешел. Лет через 5 школу закрыли. А куда ребенка водить? Народ поехал. Также поселок под одно ликвидировали. И Дресвянку, Осиновку, Сосновку, Сумной…» Жителям Сосновки объявили, «что невыгодно держать эти села», к жителям с. Маралье «начальники приехали из бригад и сказали, что нас соединили с Сарасой, раньше там люди жили. Старики не шевелились до самой смертоньки». Видимо, вся предыдущая жизнь крестьян, жестокие методы раскулачивания, суровая дисциплина в военные годы, использование централизованной и карательной системы государства выработали у крестьян чувство беспрекословного подчинения. В период ликвидации неперспективных сел, крестьяне фактически не оказывали сопротивления: «Нам говорили, что будет лучше – вы будете в агрогородке жить, у вас будет все. Агрогородки – это была хрущевская политика. Дети в школу будут ходить. Лозунг дали, и пошло объединение. И все эти мелкие поселки, села объединяли и укрупняли». Многие старожилы с тоской говорят о своих селах, о его окрестностях, о желании возрождения и возвращения в родные места: «Политика такая. У меня тетя жила до последу так (с. Лежаново), долго не хотела уезжать, такая усадьба хорошая, а что сделаешь — ни магазина нет, ничего. Последняя (Аксинья Ивановна Зиновьева) уезжала оттуда. Приехала с Украины и прожила на этом месте, детей родила. Потом пришлось бросить, и все уезжали так. Я не знаю, с радостью-то кто уезжал?! А ведь только построить, и не надо трогать».

Вместе с тем проверенные десятилетиями сельхозугодья, оплодотворенные трудом крестьян и пригодные по своим качествам, климатическим и почвенным условиям поля, пашни, сенокосы до сих пор используются современными хозяйствами. Так, в наши дни из с. Алтайское за 18 км ежедневно возят доярок на место с. Лежаново. Показателен пример исчезнувшей Надеждинки, где условия более благоприятны для хлебопашества: меньше гор, камней, невысокие холмы. Надеждинка давала основные хлеба Пролетарке, а затем Сарасе. Основной причиной записи Надеждинки в неперспективные села было отсутствие хорошей дороги, невозможность добраться до нее. Село было разогнано, а когда его уже не стало, была сделана гравийная дорога, и в летнее время каждый день возят из Сарасы за 30 км 1-ю и 2-ю бригады, а при вывозе хлеба половину теряют по дороге. То же произошло с Сосновкой: «Объявили, что невыгодно держать село. Когда все разъехались, тогда дорогу сделали, людей возили работать. И сейчас скот стоит» [Грец И. П. Сосновка, Алтайское]

Щеглова Т. К. Алтайская деревня в 1950-1970-к гг.: устная история безгласного большинства. // История Алтайского края. XVIII-XX вв. Науч. и документ. материалы / Редкол. Т. К. Щеглова (отв. ред.), А. В. Контев. – Барнаул, 2004. – С. 397-416.

[править] НАЧИНАЛОСЬ ВСЕ С ВЕРХ-КАМЕНКИ

Т. ШИПУНОВА, директор районного краеведческого музея. http://www.altaisc.ru/altaysko...menki.html

Первым поселенцем в селе Верх-Каменка, как в прошлом веке назывался наш райцентр, был государственный крестьянин Лука Зиновьев. В его семье было трое мужчин и три женщины, он держал 40 голов крупного рогатого скота и несколько лошадей, для которых семья ставила летом до восьмисот копен сена. В то же самое время в Верх-Каменке жило 9 ясашных семей.

До 1831 года Верх-Каменка входила в состав Бийской волости, затем Смоленской и наконец Алтайской, которая упоминается в документах с 1834 года, хотя центр ее пока еще не был официально установлен. Только в 1843 году центром волости становится село Верх-Каменка, а вскоре оно переименовывается в село Алтайское.

Волость по площади была большой. В нее входили территории нынешних Алтайского, Советского, Солонешенского, часть Смоленского, Майминского, Красногорского и Шебалинского районов. Волость насчитывала 31 населенный пункт. В селе Алтайском к этому времени насчитывалось 72 двора. Жители села держали 600 лошадей, более 600 голов крупного рогатого скота, свыше 200 овец, 600 ульев пчел и засевали 547 десятин пашни.

30 октября 1846 года в Алтайском была открыта православная церковь во имя Покрова Святой Богородицы. Она строилась крестьянами близлежащих деревень. Они поставили добротный строительный материал, оборудование и средства на содержание священнослужителей. Первым священником был Дмитрий Завадовский. Церковь стояла на месте нынешнего хлебоприемного пункта. В 1939 году ее сломали, а из леса построили здание районной библиотеки, которая располагалась на месте гастронома и двухэтажного дома рядом. Затем была открыта еще одна церковь, расположенная в районе ПТУ-55. Церкви были открыты также в Ае и, по-видимому, в Тоураке, так как в 1904 году он стал именоваться селом, а статус села присваивался только таким населенным пунктам, где были церкви.

В 1882 году в Алтайском было открыто училище, где обучались 41 ученик и 4 ученицы. В должности учителя состоял местный священник. В этом же году окончили курс и получили свидетельства три ученика, выпускной экзамен принимал учитель Кузнецкого государственного училища, командированный в Бийский округ для приема экзаменов в начальных народных училищах. Дом, в котором размещалось училище, пожертвовал бывший крестьянин Алтайской волости, ставший впоследствии бийским купцом, Фирсов. Это было четырехкомнатное помещение, существующее и поныне, — это часть здания бывшего Дома пионеров. Училище давало образование в объеме пяти классов. После его окончания выпускники отправлялись на практику в волостные правления и становились писарями. Они освобождались от рекрутчины и не облагались податями и повинностями.

Позже в Алтайском дополнительно были открыты две приходские школы: Енисейская — этот большой дом до сих пор стоит под горой у хлебоприемного пункта, и Польская, стоявшая на месте фонтана у РДК.

До 1900 года жители Алтайской волости не имели медицинской помощи, за исключением одного оспопрививочного пункта, Зато было 13 питейных заведений. 12 июня 1900 года министерство императорского двора. приняло решение о создании в уездах Томской губернии медицинских участков, в том числе 7 — в Бийском уезде и один из них — в Алтайской волости. На каждом участке должны быть врач, фельдшер, акушерка. Из-за нехватки специалистов акушерок обычно заменяли повивальные бабки.

В Алтайском была построена участковая больница, которая находилась на берегу реки Каменки за бывшим универмагом (река текла тогда на месте нынешней объездной дороги). В 1927 году открывается новое здание — это помещение ныне занято детской поликлиникой.

Значительных промышленных объектов в Алтайском не было, за исключением сырзавода, мельниц, крупорушки и нескольких кожевенных мастерских, в которых из кожи маралов выделывалась замша. Кроме того, жители села шили шубы, катали валенки. На протяжении девятнадцатого века Алтайская волость несколько раз меняла свои границы, то уменьшаясь, то вновь доходя до прежних размеров. В 1921 году Алтайское становится центром нового административного деления — Горно-Алтайского уезда, но через восемь лет оно вновь становится районным центром. С 1 декабря 1961 года наш райцентр становится рабочим поселком, затем поселком городского типа. С декабря 1963 года по декабрь 1966 года в состав нашего района входили Советский район и часть Солонешенского.

[править] О ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ С. АЛТАЙСКОЕ

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Алтайское)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Алтайское)

30 октября 1846 года на территории в с. Алтайское была построена Покровская церковь. Она стала главным просветительным центром в селе. Рядом с ней на средства купца Фирсова была открыта церковно-приходская двухклассная начальная школа, штат которой состоял из трёх учителей и одного священника, Дмитрия Заводского. Имущие жители села могли посылать туда своих сыновей учиться грамоте. Девочек в школу не принимали. Первая церковь, сгорела 15 декабря 1856 года.

Собственно Покровскую церковь с. Алтайское была заложена в 1857 году, построена на средства прихожан в 1859 г., освящена 15 августа 1860 г благочинным с. Красноярского Покровской церкви, священником Лаврентием Невским. «Зданием деревянная» церковь была выстроена на каменном фундаменте «съ таковою же въ связи колокольнею». Была прочной, обшитой тесом, окрашенной, обнесенной кругом деревянной оградой с отдельной от церкви сторожкой.

Престол в новопостроенном храме был один, как уже говорилось выше, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В храме имелось 17 комплектов священнических облачений; 3 серебряных потира: большой потир с прибором – весом 4 фунта 34 золотника, малый – с прибором 1 фунт 62 золотника, другой малый весил 1 фунт 44 золотника; два больших Евангелия в бархатных переплетах и серебряной оправе, два малых молебных в медной позолоченной оправе; два напрестольных серебряных креста: один весом 72½ золотника, другой 1 фунт 39 золотников.

Притча в церкви было положено 2 священника и 2 псаломщика. Земли усадебной при Покровской церкви не было. Пахотной и сенокосной земли полагалось 99 десятин.

Прихожанами были построено три «достаточно удобных» дома. В двух из них жил причт, третий использовался в качестве просфорни. На содержание причта жалования положено не было, а прихожане платили ругу ржаным хлебом по 350 пудов священнику и по 125 пудов псаломщику.

«Ведомость» говорит о наличии приходской школы, старшие учащиеся которой участвовали в церковном богослужении. В приходе существовало «Алтайское приходское попечительство» открытое 19 октября 1896 года. Председатель попечительства – бийский купец А. П. Фирсов. Кроме «непременных» в членах этого общества состояло 2 человека. Задачи перед попечительством ставились просветительско-благотворительные как о том сказано в «Высочайше утвержденном о попечительствах положении». Имеются сведения о том, что Покровским храмом с 1879 г. велась церковная летопись, а еще ранее – с 1878 г. велся богослужебный журнал. В 1910 г. в штате здесь числился один священник и один псаломщик.

В 1902 – 1903 гг. тщанием прихожан на церковной усадебной земле Покровской церкви были построены дома для причетников, которые составляли собственность прихода. Других зданий на тот момент времени не имелось.

«Разстоянием сия церковь от Консистории в 600 верстах, от местного благочинного в с. Карагуж в 70 верстах, от уездного города Бийска в 80 верстах, почтово-телеграфное отделение находилось «тут в Алтайском». Почтовый адрес церкви: Алтайское почтово-телеграфное отделение Томской губернии.

Ближайшая к сей церкви: в с. Алтайском же Иоанно-Златоустовская единоверческая и Нижне-Каменская Михайло-Архангельская в 7 верстах.

Приписных к сей церкви церквей/часовен 2: приписная церковь в деревне Сарасе во имя Святителя Николая Чудотворца деревянная без фундамента, обита снаружи тесом, окрашена масляной краской, построена в 1893 г. на средства прихожан, освящена в 1906 г. Церковным старостой состоит местный крестьянин Петр Онисимович Семенов, утвержден в должности в 1910 г. В 1910 г. в приходе имеются школы: в Алтайском их было три.

Одна школа Министерства Народного Просвещения двухклассная существует с 1910 г. Размещалась в собственном доме. В 1910 г. в этой школе обучалось 44 мальчика и 16 девочек.

Другая – это церковно-приходская школа одноклассная.

Третья была школой грамоты. В 1910 г. в этой школе обучалось 24 мальчиков и 6 девочек. Кроме этого, при приписной церкви в Сарасе также имелась одноклассная церковно-приходская школа. Размещалась она в собственном доме. В 1910 г. в этой школе обучалось 33 мальчика и 17 девочек.

Ведомость сообщает имя церковного старосты, который занимал свою должность с 1892 г. Это тот самый Андрей Платонович Фирсов – бийский купец, который в 1896 стал Председателем Алтайского приходского попечительства. Ведомость 1910 г. указывает, что этот год и был последним годом посещения церкви архиереем. Состав прихода: с. Верхне-Каменское (оно же Алтайское) Бийскаго уезда, деревня Бирюкса в 15 верстах, Сараса – 7 верст, Каморъ – 30 верст, Кыркыла – 20 верст, Устюбъ – 30 верст и заселок Осокинъ – 10 верст.

Прихожан обоего пола 3426 душ, в том числе раскольников 81 человек.

Притча по штату: один священник и один псаломщик.

Приписная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в деревне Сарасе и походная церковь во имя того же Святителя Николая в с.Верхъ Каменскомъ.

Молитвенный дом в деревне Бирюксе, построен в 1900 г.

В с. Верхне-Каменском часовня.

Церковно-приходские школы три:

1) в селе Верхне-Каменском открыта в 1890 г.; учитель А. И. Ковалев, окончил курс в Бийском катехизаторском училище;

2) в том же селе, открыта в 1902 г.; учительница А. А. Васенеева, окончила курс в женской гимназии;

3) в деревне Сарасе, открыта в 1888 г.; учительница Е. Т. Крылова, окончила курс в женской гимназии.

Учащихся в школах обоего пола: в первой – 60, во второй – 52 и в третьей – 56 человек.

В с. Верх-Каменском училище гражд. впд., открыто в 1879 г.

Церковная библиотека состоит из 413 названий книг и библиотека читальная из 540 томов.

Церковно-приходское попечительство существует с 1896 г.».

Таким образом, можно видеть, что приход в Верх-Каменском был в те годы достаточно крупным. Об этом свидетельствует, в частности, наличие нескольких приходских школ. Единственная школа на территории современного Алтайского района, которая находилась в ведении Министерства Народного Просвещения, располагалась как раз именно в Верх-Каменском или Алтайском селе. Значительное количество обучаемых детей в разные годы в школах села говорит о масштабности прихода. Авторитетная личность церковного старосты Фирсова, человека, безусловно, богатого и уважаемого, также возвышает статус Покровского прихода. Из описания богослужебной утвари и облачений видно, что храм жил в достатке, и не испытывал нужды при исполнении богослужений. Далеко не в каждом приходе имелась и походная церковь. Здесь она видимо использовалась для совершения миссионерских поездок в отдаленные населенные пункты – это говорит о наличии спроса на церковные таинства и священнодействия не только в волостном центре, но и на ее периферии. Исходя из содержания сохранившихся исторических документов, можно сделать вывод о том, что клир и причт храма вели активную просветительскую деятельность. Забота о народном просвещении видна и в наличии попечительского общества, и в количестве книжных экземпляров, находящихся в свободном для прихожан доступе, и в упомянутых уже выше миссионерских поездках, которые не могли, кроме непосредственно религиозной цели, не сопровождаться встречами с населением и учительской деятельностью. В архивных материалах сохранились не только справочные данные, но и множество рукописных источников, касающихся делопроизводства Покровского прихода. Это во многом облегчает поисковую работу наших современников, которые занимаются проблемами историографии вопроса.

Духовенство, причетники Покровского храма XIX – нач. XX вв

Подробных сведений о причте сгоревшей в 1856 г. в с. Алтайском церкви не имеется. Фонды Государственного Архива Алтайского Края сохранили практически один документ тех лет, дающий информацию относительно служившего в те годы священника. Это рапорт в Барнаульское Духовное Правление – первое свидетельство, относящееся к истории православия на территории современного Алтайского района. «Нужно къ здешней села Верх-Каменского Покровской церкви приходорасходныя книги… две белыя тетради две скрепы пшнуровать чатание». Документ датирован 29 декабря 1840 г. и подписан рукой священника Андрея Ионина.

Точно такого же содержания рапорт был подан священником Андреем и в марте 1841 г, что, видимо, было обусловлено отсутствием ответа Барнаульского Духовного Правления на первую его просьбу. Т.к. упомянутая выше церковная ведомость 1898 г. говорит, что первая церковь в Верх-Каменском освящена именно в 1840 г., следует полагать, что первым священником был именно священник Андрей Ионин.

Освящение нововозведенного здания церкви было совершено священником Покровской же церкви с. Красноярского Лаврентием Невским 15 августа 1860 г. Есть мнение о том, что он же и остался здесь в качестве постоянного священника. По другим данным, которые, впрочем, также ничем не подтверждаются, на должность священника Покровской церкви с Верх-Каменское в 1860 г. был назначен некто Димитрий Завадский. Сведений о священнике Димитрие Завадском, кроме его имени, найти не удалось.

В последующие годы информация о клире и причетниках также теряется. В сборнике «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае» к документам №№ 75, 76 и 77 имеется приложение списка церквей, где причт получает жалование из казны, а где нет. Этот список датирован также 1860 г. В разделе Бийского округа имеется информация о том, что в Покровской церкви число лиц причта составляет четыре человека. Как тогда было принято назначать штат храмовых служителей, думается, это были священник, дьякон, дьячек и пономарь. Оклад жалования на всех составлял 312 руб. в год. Последующие сведения, относящиеся к клиру Покровской Верх-Каменской церкви, были взяты в «Брачном обыске» за 1861-1868 гг. Согласно этому документу, весной 1863 г. священником здесь служил Павел Митропольский, дьякон Петр Курицын, дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов. А уже в июне брачный обыск подписывается священником Даниилом Яковинсковым с указанными именами дьякона, дьячка и пономаря.

Священник Даниил Яковинсков достоверно служил в Покровской Верх-Каменской церкви по июль 1867 г., что подтверждено теми же документами брачных обысков. Также ему сослужил дьякон Петр Курицын, прислуживали дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов.

В 1868 году «Верхне-Каменской Покровской церковью Заведывающий священник Ново-Тырышкинской Троицкой церкви Феодоръ Нинароков».

Таким образом, можно предположить, что по невыясненным нами причинам, с 1868 г., а вероятней, что и раньше, церковь в с. Алтайском оставалась без постоянного священника. В течение указанного года священник Феодор Нинароков окормлял верующих Покровской церкви. Также при Покровской церкви служил в это время дьякон Петр Курицын, прислуживали дьячек Николай Седичев и пономарь Михаил Торопов.

В 1884 г. благочинный священник Н.(имя и фамилия в рукописном тексте написаны неразборчиво) обращается с неким письмом к «Верхне Каменской Покровской церкви Настоятелю о. Семиону Сосунову». В этом же году священнику Семиону резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Владимира, епископа Бийского викария Томского в качестве помощника Настоятеля назначен священник Александр Воронцов. Таким образом с сер. 80-х годов XIX в. в Покровской церкви служат два священника.

В 1887 г. Томская Духовная Консистория рассматривает дело по происшествию прихода Алтайской волости Коинова Герасима Матвеевича, который собирался со всей своей семьей перейти из православия в единоверчество. Его Преосвященство рекомендует священнику Верх-Каменской церкви подвергнуть пастырскому назиданию крестьянина Коинова, которое «должно быть кротким и благоразумным, склонить оного к исполнению христианской исповеди и Святому причастию и присоединить детей своих к святой церкви через Таинство миропомазания». Документ датирован 20 октября 1887 г. и обращен к священнику Григорию Дагаеву, что говорит не только о месте его служения, но и о том, что служит он старшим священником.

В 1888 г. требы (крещение, венчание и отпевание) совершаются священником Никитой Михайловым и псаломщиками Михаилом Овчинниковым и Арсением Василевским. Лишь в месяцы с апреля по июль требы служит священник Григорий Дагаев. В 1889 г. также все месяцы кроме апреля (священник Григорий Дагаев) все требы совершаются священником Никитой Михайловым (псаломщики Михаил Овчинников и Арсений Василевский). По всей видимости, некоторые месяцы 1888 и 1889 гг., когда требы совершались старшим священником храма Григорием Дагаевым, – это месяцы отпусков вторых священников.

В 1890 г. Никита Михайлов более в числе служащих не упоминается. Но к имени старшего священника храма Григория Дагаева добавляется не одно имя – должность помогающего священника, а два. Это священник Михаил Лебедев и некий Михаил Дауров. Псаломщики при них все те же Михаил Овчинников и Арсений Василевский. Положение, когда в Покровском храме служили бы три священника, не отражено ни в справочнике по Томской епархии, ни в клировых ведомостях.

В 1891-1892 гг. священнику Григорию Дагаеву помогает совершать богослужения и требы священник Михаил Лебедев при упомянутых псаломщиках Михаиле Овчинникове и Арсение Василевском.

В 1899 г. на должность священника Покровской Церкви заступает Андрей Алексеевич Рыбкин. Сын псаломщика, в 1876 г. он окончил Барнаульское Духовное Училище и был назначен на должность псаломщика в с. Красиловское. В1884 г. переведен также псаломщиком к градобийской Успенской церкви. 21 ноября того же года рукоположен во диаконы. В 1886 г. рукоположен во священники к «сыновской» Преображенской церкви. Через год утвержден в должности законоучителя церковно-приходских школ. В 1889 г. назначен противораскольническим миссионером благочиния Томской епархии № 28. В 1890 г. утвержден в должности духовника благочиния № 29. В течении нескольких лет состоял духовным следователем благочиний №№ 29 и 31, а также членом благочиннического совета 29 округа. Имеет награды: набедренник (1891 г.), скуфью (1895 г.), темно-бронзовая медаль за народную перепись (1897 г.), камилавка (1905 г.).

Вступил в должность псаломщика при сей церкви с 27 мая 1908 г. Иван Николаевич Репин 33 лет. Он окончил курс в бийском катехизаторском училище. В 1897 – 1908 гг. состоял учителем церковных школ.

Исходя из данных метрических книг при Покровской церкви, достоверно можно сказать, что священник Андрей Рыбкин служил на этом месте включая весь 1914 год.

Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. говорит, что одновременно со вступлением на должность священника Покровского прихода Андрея Рыбкина в 1899 г. исполняющим должность псаломщика становится крестьянин Сергей Васильевич Иванов 23 лет, окончивший курс в сельской школе. Больше его имя нигде не встречается.

К сожалению, не удается пока полностью восстановить последовательность служивших в Покровском Верх-Каменском приходе священнослужителей. Но и эта фрагментарная картина уже дает представление о духовенстве и причетниках храма, что открывает немалый интерес к этой проблематике. Примечательно, что достаточно продолжительное время в Покровской церкви служили два священника. Этого не встречается больше не в одном из храмов на территории современного Алтайского района. На мой взгляд, не в каждом волостном центре и в те годы служили по два священнослужителя. Это опять же свидетельствует о исключительном положении Верх-Каменского прихода. Священник, о котором удалось собрать больше всего информации – Андрей Рыбкин. Безусловно, исходя из данных послужного списка, он был священником весьма авторитетным. Об этом свидетельствуют множество факторов. Кроме того, что он окончил Барнаульское Духовное Училище, несколько лет трудился псаломщиком и учителем что, безусловно, дало определенный опыт служения. Затем мы видим, что отец Андрей назначался на различные церковные послушания. Служил противораскольническим миссионером, духовным следователем, был членом совета благочиния, и, наконец, был духовником некоторых благочиний – проходил ответственные должности, на которые не назначаются люди случайные, малоопытные.

Просмотры
Личные инструменты