"Кор-Кечу" - переправа на поясах

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Третьим, и очень интересным вариантом, был участок после с. Купчегень, от бома Кор-Кечу до Ини. Почти сразу здесь, по левому берегу Катуни, начинались неприступные скалистые горы и бома, практически до самой Ини. Пробить дорогу по левому берегу Катуни тогда не представлялось возможным, а поскольку Катунь так и иначе нужно было форсировать, чтобы попасть на Чую, наши предки решили этот вопрос путем устройства в районе Кор-Кечу паромных переправ (Кор-Кечу с алтайского - переправа на поясах).

Число переправ было устроено три. Люди, товары, скарб перевозились через Катунь на правый берег лодочными паромами, а лошади перебирались на другой берег вплавь. Далее караваны отправлялись берегом вверх по течению Катуни. Затем тропа уходила влево, по Сальджарскому ущелью, к одноименному перевалу. С вершины Сальджарского перевала открывались великолепные виды на заснеженные вершины Катунского хребта. Перевалив через перевал, тропа спускалась вниз по реке Карасу, до впадения её в реку Иня. Переправа через эту речку не представляла каких либо трудностей и тропой, уже по левому берегу реки Иня, тропа выходила уже на знаменитую реку Чуя, в честь которой и назван сам тракт. Вот такой был интересный, сегодня забытый, путь нашего знаменитого Чуйского тракта.

П.А.Чихачёв. "Путешествие в Восточный Алтай... (1842 год)" - продолжение

Примерно в пяти километрах от впадения Большого Ильгуменя в Катунь, нам нужно было переправиться через реку. Переправа прошла благополучно, хотя предприятие это было очень рискованным. Некоторое время мы следовали вдоль правого берега, когда вдруг, как по волшебству, - после едва заметного подъёма - оказались перед извилистым оврагом, где бурлили пенные воды Катуни.

Примерно полтора часа мы шли вдоль правого берега Катуни. Крутые берега скрывают реку от наших глаз, но глухой рёв воды постоянно выдаёт её близость. Мы пересекли скалы, преграждавшие нам путь, и очутились в прекрасной долине Салджара. Когда мы достигли горного плато неправильной формы, перед нашими глазами развернулась живописная картина. Вдали, справа от нас, с востока на запад, полукругом простиралась необозримая горная цепь, усеянная блестящими пиками, возносившимися ввысь в форме то пирамид, то усечённых конусов. Особенно величественно выглядели два пика высотой, по крайней мере, 12 тысяч футов, называемые Катунскими столбами. Это Айгуланские и Чаган-Узунские Альпы Северо-Чуйский хребет.

За полчаса мы спустились с горы по её южному склону, и затем десять минут следовали вдоль небольшой горной речки Карасу. Небольшую долину Карасу поперёк пересекает горная речка Иня. Мы переправились через речку почти у устья и приблизительно четверть часа продвигались по левому берегу Ини, затем пересекли долину реки. Далее вдоль долины Катуни к устью Чуи.

Дорогу через Бома, левым берегом Катуни, начали строить уже при советской власти, в 20 – 30-х годах, силами заключенных Сиблага.