"Ининские бома"

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Особенность старой дороги на перегоне Кор-Кечу—Иня до середины 30-х годов была в том, что через бурную, беловодную Катунь на протяжении 12 километров приходилось делать три паромных переправы. Паромы задерживали стремительное движение сотен автомашин по Чуйскому тракту — важнейшей артерии Ойротской национальной области.

Случалось, что паром Кор-Кечу ежедневно переправлял 480—500 автомашин. Опасная работа днем и ночью. Случалась и беда. Мощное течение Катуни обрывало, как ниточки, стальные тросы паромной переправы. Чтобы устранить паромные переправы, удешевить движение грузов по тракту стали делать новую дорогу от Кор-Кечу на Яломан по левому берегу Катуни.

Но что это было за место? Сплошные скалистые горы круто обрывались в Катунь. На протяжении 12 километров надо было проложить широкую дорогу через на скалы. Надо было шаг за шагом вгрызаться стальными зубами в гранит...

23 мая к большой радости строителей по месту, которое еще 2 месяца назад считалось неприступным, прошел первый автомобиль.

Бом Кор-Кечу осаждали сотни строителей. Доделывали, достраивали, крепили массивные парапеты. Стонали от взрывов скалы на бомах Уркаш и Айриташ. На полный ход доделывали Кынгыральский бом.

Ударники Чуйского тракта одержали новую, героическую победу—выполнили приказ Цудортранса от 16 октября 1933 года, проложила в сплошной скале к 12 августа 1934 года новую дорогу.

Упорно, сантиметрами, шаг за шагом пробивались они вперед через скалы. Итак 10 месяцев. За эти месяцы сделано 65 тысяч м3 скальных работ, уложено парапетных стен и парапетов 17 тысяч кубометров, земляных работ сделано 95 тыс. м3. Построено мостов 32 погонных метра. Затрачено 107 тысяч 740 человеко-дней. 13 августа 1934 года прошёл митинг к открытию дороги. На торжество прибыли представители края органов НКВД, секретарь Ойротского Обкома ВКП(б) тов. Хабаров, который сказал: «Сегодня большой праздник. Мы знаем, что в составе строителей есть люди с преступным прошлым, есть и такие, которые в прошлом боролись с советской властью, вредили нам… Разве не вызывает искреннюю радость тот факт, когда люди с преступным прошлым осознают свои тяжкие преступления и искупают свою вину перед трудящимися нашей великой родины—ударным, сознательным трудом, боевой работой и борьбой за выполнение заданий партии и правительства. После митинга под гром фугаса была разрезана первая сигнальная лента закрывающая путь. Затем вторая. Третья была у бома Уркош, где прорублены огромные скалы, образовавшие теперь «ворота». Так 13 августа ночью при ослепительном свете автомобильных фар, в самом центре Ойротской области был открыт путь от Кор-Кечу на Яломан.

Утром 14 августа состоялся второй слет ударников Чуйского тракта.

Просмотры
Личные инструменты