"Белый Бом"

Материал из История медицины и здравоохранения Республики Алтай.

Перейти к: навигация, поиск

Скальный массив Белый Бом (Ак-Боом - алт.) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит. Белый Бом — это скала из белого известняка, возвышающаяся слева от тракта на несколько сотен метров. Справа тракт прижимает к скале река Чуя.

До прокладки Чуйского тракта в современном его исполнении это место считалось одним из самых опасных участков Чуйского торгового пути. Здесь не могли разъехаться даже две встречные вьючные лошади. По неписанному правилу, путник, приближавшийся к Белому Бому, оставлял лошадей и проходил опасный участок дороги пешком, потом бросал на тропу шапку, как знак возможным встречным путникам, что путь занят (аналог светофора того времени).

В своем дневнике В.В. Радлов так описывал Белый Бом:

"Подступы к бому страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен доже для пеших. Поразительно, как каробкаются по гладкой стене кони. Лошади ступают не на все копыто, а на стрелки. Здесь опасно пробираться с подкованными лошадьми. Под бомом находится вертикальная отвесная скола. Мне кажется, здесь вряд ли возможно проложить дорогу повозкам."

Когда в 1903 году работы по строительству очередной версии Чуйского тракта были завершены, перевозка грузов стала осуществляться на телегах, а не на вьючных лошадях. В последующий период Чуйский тракт постоянно поддерживался и, по возможности, улучшался. Сейчас на склоне горы слева от трассы можно заметить каменную кладку стенки ограждения дороги 1920-х гг. Это ограждение шириной около метра и высотой около полутора метров из камней, сложенных "на сухую", сохранилось лучше подобных ограждений старого тракта в районе села Малый Яломан. Забраться до этого места имеет смысл не только для осмотра каменной ограды старой дороги, но и ради вида на современный Чуйский тракт и долину реки Чуя. Сейчас этот участок трассы представляет собой вполне надежную автомагистраль, и современные автотуристы не ощущают никакого дискомфорта, проезжая мимо Белого Бома. Но всего еще 50 лет назад, подъезжая к Белому Бому, пассажиры покидали автомобили и пешком проходили наиболее опасные места. Этот участок дороги и сегодня считается одним из опасных. Здесь бывает много аварий.

В 1903 году дорожно-строительные работы на Чуйском тракте были завершены, и перевозка грузов по тракту стала осуществляться на телегах. Купцы-чуйцы были не сказано рады завершению строительных работ на Чуйском тракте и перед въездом на Ак-бом они поставили деревянную арку, а на отвесной скале поместили следующие стихи:

На скале этой немного написать могу.

Здесь устроена дорога в девятьсот втором году.

Проезжающий! Не бойся, поезжай смелей,

В поворотах успокойся, только правь верней.


Прежде ездил ты бомами, мучился с вьюком.

Поезжай теперь с возами и в карьер верхом.

Только с вьюком и возами не гони в карьер.

Не считай перил дровами, не ломай барьер.


Чуйцы долго ожидали этого пути.

Десять тысяч вмиг собрали, Сальджар обойти.

Их желание сбылась – Сальджар в стороне.

Десять тысяч все пришлась уложить в горе.


Хоть Ялман гора большая – скоро не взойдешь.

Что же делать? У Алтая лучше не найдешь.


В 1957 году на выступе скалы был установлен памятник красноармейцам под командованием К. Заозерного, сброшенным белыми со скалы в бурную реку.

Просмотры
Личные инструменты